29.10.2010 | 23:34

Интернациональная армия кукол захватила московский "Манеж"

Традиционные куклы народов мира, кукольная продукция советских фабрик, трехсотлетние швейцарские заводные фигурки, способные рисовать, играть на клавесине и даже писать каллиграфическим почерком, – всего пять тысяч экспонатов из двадцати шести стран демонстрируют «Искусство куклы». Так называется Первая Московская международная выставка, которая открылась сегодня в «Манеже». Ее организаторы собрали весьма убедительные доказательства тезиса: «Кукла – это больше, чем игрушка, это настоящее искусство очень высокого уровня». Рассказывают «Новости культуры».

Так много кукольного народа в одном зале в России еще не собиралось. Здесь представлены куклы со всего мира – художественные авторские, антикварные, куклы-объекты (относительно новое течение в кукольном мире), куклы анимационные, куклы из театра теней, многоликие куклы. Фарфоровая головка девочки поворачивается: она то спит, то плачет. Даже слезки фарфоровые вылеплены.

Многоликих кукол ни в коем случае нельзя путать с куклами-перевертышами. Последние могут быть родом из Африки, Австралии, но чаще – из Южной и Северной Америки. Пары в перевертышах бывают такие: мальчик и девочка, ребенок и взрослый, даже Красная Шапочка и Волк.

«Там другая голова. С одной стороны это мулатка, с другой – негритянка. Это три бразильские сувенирные куклы из пластика, сделаны в 50-х годах прошлого века», – рассказывает коллекционер Елена Елагина. 

Еще куклы бывают механическими, живущими в музыкальных шкатулках – старинную технику на выставке представляет художник из Петербурга Виктор Григорьев.

«Такие плоские анимированные картинки делали еще в XIX веке. На этом выставочном образце все открыто, все видно, я специально оставлял», – поясняет он.

Анимационные куклы тоже приглашены. Это герои фильма по сказкам Гофмана и эскизам Михаила Шемякина. Съемки на Союзмультфильме сейчас в самом разгаре.

«У них есть преимущества даже перед нами. Они бессмертны, они не переживают, но в любой момент могут сыграть любое эмоциональное состояние», – подчеркивает режиссер-постановщик фильма «Гофманиада» Станислав Соколов. 

Для передачи разных эмоций у анимационных кукол есть все – вплоть до сменных губ, отвечающих за артикуляцию.

Хрупкие куклы теневого театра с острова Ява сделаны из кожи буйвола в середине прошлого века. Куклы швейцарских художников очень концептуальны. Куклы участников американского объединения NIADA – сливки американского кукольного общества.

«Посмотрите, какие они оба страшные, но они очень милые. Когда вы на них смотрите, кажется, что у них есть выпуклый нос, рот, бровки. На самом деле это совершенно плоское лицо. Это мастерство художника такое», – отмечает куратор стенда Вера Федотова. 

Так какой же бывает кукла? Экзотичной, уютной, теплой, кружевной. Она может быть сказочной или повторяющей реальных людей. Или, наоборот, колючей, смелой. Бывает, что куклы дерутся до крови, как герои композиции «Кошачья резня» художницы Ольги Герр. А бывает так, что они бесстрастно взирают на людей, которые с интересом рассматривают их кукольный народец.