01.11.2010 | 10:17

III фестиваль современного искусства имени Пригова

Сегодня в столице открывается третий фестиваль современного искусства имени Дмитрия Александровича Пригова. Этого человека считают одним из основоположников «московского концептуализма», без его участия не обходился ни один значимый форум современного искусства. В своих дневниках Пригов как-то отметил, словно удивляясь, - «не все в этом мире однозначно». Эта мысль может служить и ключом к его универсальному творчеству, и неофициальным девизом Фестиваля. «Наследники» и единомышленники Дмитрия Александровича против музеификации многожанрового наследия «неканонического классика». По их мнению, его актуальное искусство продолжает оставаться «скальпелем» для повседневности. Рассказывают «Новости культуры». 

«Граждане, берите пример с Дмитрия Александровича». Сам Пригов под этим обращением не подписался бы. По скромности. А вот Виталий Пацюков может. «Это человек Ренессанса был. И петь, и танцевать, и рисовать, и перформансы делать. Любой формой выражения владел. И все это был единый творческий акт», - отмечает организатор III фестиваля современного искусства имени Д.А.Пригова Виталий Пацюков.

При жизни литераторы знали его как поэта, художники как художника, музыканты как инициатора звуковых перформансов. Но для особо прозорливых он был и остается олицетворением утопии об универсальном творце. «Чтение его стихов: это музыка или поэзия? Ему удалось прикоснуться к той праоснове, где поэзия и музыка еще не разошлись. Вот это большое счастье, подобные состояния я испытывал только с ним», - признается композитор Владимир Мартынов.

Все, что Пригов делал, получалось одновременно иронично и предельно серьезно. «У меня был проект - к 2000 году написать 24 тысячи стихотворений, по одному на месяц двух тысячелетий», - рассказывал он. Стихотворения он писал по одному в сутки, рисовал также. К программе ежедневной выработки произведений искусства относился с нешуточным педантизмом. И это давало серьезные результаты. «Он овладел техникой рисунка просто на уровне мастеров Возрождения», - рассказывает художник Игорь Макаревич.

Сам Пригов называл себя «работником культуры». И совершенно точно был необычным для художественного сообщества типом. Любое безумие математически выверено, собранный, деловой, волевой, образованный, «без макарон в бороде» и при этом большой художник своего времени. «Он говорил, каждый человек должен соответствовать своему времени и месту, быть адекватным. Этот критерий и на этику распространял, и на эстетику. Адекватность очень важная для него категория. Мало кто ее выдвигает», - вспоминает композитор Владимир Мартынов.

Владимир Мартынов и Владимир Тарасов, - постоянные участники фестивалей имени Пригова. В программе – их акустические перформансы. А в приговский день рождения - 5 ноября ему исполнилось бы 70 - в Государственном центре современного искусства откроется выставка. «Огромная экспозиция будет, где смогут встретиться и художники разных поколений, и музыканты, и киношники, образ интегральной культуры, целостной культуры», - рассказывает Виталий Пацюков.

Пригов – как точка сборки, - такова идея куратора. Вокруг известной работы самого Дмитрия Александровича - ее совсем недавно выкупил в Голландии издатель Герман Титов – выстроятся произведения близких по духу. Совместная работа Игоря Макаревич и Елены Елагиной «Этюд. Масло» - ребус, каламбур, техника коллажная, материалы подручные. А рядом - проект Андрея Кузькина. Сделан в приговском режиме ежедневных записей, тот же способ сборки, цвета и мотивы. Другой омаж Пригову от молодых художников – чугунная тельняшка Анны Желудь – реакция на эту фотографию. По Пригову скучают, Пригова не хватает, Пригов объединяет.

«Невозможно представить эту живую энергию, что она ушла. А в таком социальном смысле, конечно, не хватает его темперамента общественного деятеля. Он был незаменим», - уверен Игорь Макаревич.