01.11.2010 | 11:04

Печать. 1 ноября 2010

«Скромное обаяние буржуазии», или Моцарт для среднего класса? Обозреватели сегодняшних газет не жалеют скепсиса, откликаясь на первую оперную премьеру в Большом. В чем причина – узнаем у «Новостей культуры».


***
В пух и прах – других слов и не подберешь, читая в сегодняшних «Известиях» рецензию на первую оперную премьеру сезона в Большом. Модный режиссер Дмитрий Черняков представил на главной сцене страны свое видение «Дон Жуана». Как пишет газета, Черняков не пожелал возиться со Средневековьем и перенес действие в дом современного буржуа. Местные обитатели развлекаются ролевой игрой на тему, давно и досконально препарированную современным искусством: жизнь - это смертельная болезнь, передающаяся половым путем. У всех действующих лиц две заботы - секс и похороны. При полном отсутствии даже намека на любовь. В итоге получился безнадежно устаревший и провинциальный (в худшем смысле слова) Моцарт. Мыслей в спектакле - ноль. Все, что есть, - чужое. Дон Жуан почти все время одет в пальто кофейного цвета и футболку, как герой Марлона Брандо в «Последнем танго». Хватит ли новому главному дирижеру театра Василию Синайскому воли и желания употребить власть и отказаться от неудачного спектакля? Меж тем, согласно долгосрочным планам, Дмитрий Черняков собирается ставить оперу Глинки «Руслан и Людмила». А этот спектакль в октябре 2011-го должен открывать историческую сцену Большого.., заставляют задуматься «Известия».

***

Газета «Время новостей» откликнулась на выставку «Московский концептуализм», проходящую в эти дни в фонде «Екатерина». Она собрана из музейных и частных коллекций и включает в себя несколько разделов, начиная с прародителей концептуалистов – неофициальных художников 60-х годов прошлого века. Последний повествует о наследниках - представителях «новой волны» влсьмидесятых. Качество экспозиции образцовое. Каждый раздел дополнен «репортажными» фотографиями участников и сопровождается выдержками из их текстов. Точный и строгий дизайн выставки позволяет «читать» ее, как любимые концептуалистами альбомы или каталожные карточки. Общая картина объемная и исчерпывающая. Причем, как в положительном смысле, так и не в очень. «Подготовленное на высочайшем профессиональном уровне событие убеждает, что в классическом варианте концептуализм как стиль благополучно сдан в архив и не так уж востребован в сегодняшней культурной жизни». Но это исключительно субъективное мнение газеты «Время новостей».

***
Журнал «Итоги» в своем сегодняшнем номере начинает серию статей из цикла «История от первого лица». Ее героиней стала неподражаемая Галина Вишневская. Галина Павловна любит вспоминать, как в детстве ее дразнили Галькой-артисткой, а она не обижалась, ибо мечтала о сцене. И своего добилась: стала оперной примой в Большом, взошла на трон. Когда же вынудили уехать из Советского Союза, и на Западе осталась на первых ролях, доказав, что ее царство не ограничивается шестой частью суши… Царственная Вишневская — о том, как отказалась стать медсестрой у Владимира Ленина, давала взятку Екатерине Фурцевой и пела для князя Монако. Подробнее – на страницах «Итогов».