01.11.2010 | 11:27

В Москве завершился Международный фестиваль ВГИК

В Москве завершился Международный фестиваль ВГИК. Он проводился в тридцатый раз. Основанный в 1961 году как смотр российского студенческого кино, через девять лет он вышел за пределы страны, к участию в нем стали приглашать зарубежных авторов, возникла самостоятельная международная программа. Со временем придумали новый, театральный конкурс. И сегодня фестиваль ВГИК – это солидное мероприятие с богатой биографией и неплохими видами на будущее. Его программы довольно полно и подробно демонстрируют студенческое кино- и театральное искусство. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

До объявления результатов Валерий Тодоровский молчит о своих предпочтениях. Но признается: пару интересных режиссеров заметил, большинству все-таки не достает дерзости.

«Не хватает смелости сломать какие-то правила, сделать как-то по-другому. Но должен быть и талант. Потому что если есть смелость, но нет таланта – без него это называется «понты», - говорит режиссер.

«Понты» на молодежных кинофестивалях – дело обычное. Опытное жюри таких конкурсов знает: большая часть участников самовыражается, экспериментируя с формой. То же самое происходит за рубежом. Главное для мэтров – найти иголку в стоге сена.

«Идей очень много хороших – в анимации, в игровом, немецкая одна картина прекрасно придумана – беда с документальным. Мы решили не присуждать приз за документальное кино», - рассказывает Александр Адабашьян, председатель жюри международной программы фестиваля.

Из многих десятков картин призовые статуэтки достались создателям всего трех-четырех. Лидерами по количеству симпатий жюри стали игровые фильмы - «Дотянуться до мамы», картина с длинным названием «Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло» и лента «Как я поступил со смертью». Студенческое жюри лучшей признало трагикомедию Эдуарда Оганесяна «Азниф» - о статрехлетней старушке, живущей в Тбилиси. Съемки истории из собственного детства стали для режиссера мастер-классом работы в команде. Летом в Грузии было невыносимо жарко – под пятьдесят. И только коллеги не давали расслабляться.

«Я чуть не сдавался на каких-то кадрах. И думал: ну ладно, снял на 4 балла – и ладно, больше снимать не хочу. Но друзья говорили: Эдик, давай, ну ты же можешь. Я делал вдох, снимал дубль – и эти дубли в монтаже, они самые лучшие», - говорит Оганесян.

Для талантливых и упорных – всегда найдется применение. Впервые на нынешнем фестивале – крупнейшая компания-производитель фильмов совместно с преподавателями ВГИКа устраивала питчинг. Это рассмотрение студенческих сценариев на стадии разработки. Выбрали пять – две мелодрамы, триллер, психологическую драму и сказку.

Олег Богатов, куратор проекта отметил, что «существует спрос на очень широкий жанр сценариев. Это хороший знак – студенты могут не загонять себя в один жанр: драмеди или комедия-мелодрама, они могут искать».

Соглашаясь, что кризис идей захлестнул киномир, наши мэтры едины во мнении: Россия большая и стоит расширить географию поиска талантов. Нужно только придумать эффективную систему.