14.08.2012 | 19:43

Российские звезды балета на фестивале в Савонлинне

Курортный городок Савонлинна известен благодаря ежегодному оперному фестивалю, который проводится вот уже сто лет. Не так давно его логичным продолжением стал  более камерный балетный форум. В этом году фестиваль вышел на новый уровень, достойный своего оперного собрата. Вместе с коллегами из Финляндии организатором «Балетных дней в Савонлинне» стал петербургский Международный фестиваль Dance Open. В грандиозном гала-концерте приняли участие солисты Большого и Мариинского театров, American Ballet Theatre и Бостонского балета. О том, как средневековая крепость Олавинлинна на один вечер превратилась в балетный замок, а «жемчужина Саво» – в эпицентр мирового балета, рассказывают «Новости культуры».

После русского гала финские СМИ живо отозвались на двухчасовую балетную феерию в старинной крепости Олавинлинна. Для Савонлинны, уже сто лет гордящейся ежегодным оперным фестивалем, фестиваль русского балета – редкий подарок. Во все прочее время классический танец в Финляндии можно увидеть лишь в Национальном театре в Хельсинки.

«Балет в Финляндии не так популярен, как опера. У нас и сцен-то подходящих совсем мало. Но мы очень хотим изменить ситуацию, для этого нам нужен балетный фестиваль, ведь зрительский интерес очень большой. Мы счастливы иметь партнером Dance Open, это высочайший уровень, какой только можно себе представить. Теперь мы вместе стараемся сделать Финляндию балетной страной», – говорит председатель правления Балетного фестиваля Хану Хюттинен (Финляндия).

В маленькой Савонлинне – третьем по величине курортном местечке Финляндии – в дни фестиваля особенно людно. К 30 тысячам местного населения прибавляется несколько тысяч гостей. Бухта полна корабликов – посмотреть на звезд мирового балета сюда приезжают не только со всей Финляндии, но и из многих стран Европы.

В день концерта звезды балета в крепости уже с утра – осматриваются, репетируют, вживаются в необычные обстоятельства.

«Я танцевал на многих сценах мира – в Японии, Нью-Йорке, в Корее, в Петербурге. Но выступление в замке – вон там, видите, сцена как раз под этой крышей – это так романтично! Было бы побольше времени, я бы тут каждый уголок облазил», – признается солист Бостонского балета Джозеф Гатти (США). 

«Я под огромным впечатлением, потому что танцевать в таком исторически интересном замке, в таком антураже, это удовольствие для любого артиста. Сегодня я танцую Вронского в хореографии Эйфмана и свой номер "Расставание"», – делится солист Мариинского театра Юрий Смекалов.

Финская погода преподнесла сюрприз – уже на репетициях стало понятно: в крепости по-настоящему холодно. 

«Спасаемся, как можем. Теплые кофты, теплые валенки, штаны, но все равно, как бы мы ни грелись, мышцы остывают, и приходится работать в не очень простых условиях», – признается прима-балерина Мариинского театра Елена Евсеева.

Гораздо проще в этом году оказалось со сценой, изначально для балета не приспособленной. Организаторы учли опыт прошлого года.

«Сцена была гораздо менее глубокой, что неудобно для танцовщиков. Особенно это касается наших русских танцовщиков, мальчиков, которые танцуют классический репертуар. Нужно делать большой круг, большой размах. Конечно, это эффектно очень смотрится. И терять этот эффект нам не хотелось, мы нарастили сцену», – поясняет директор Фестиваля Dance Open Екатерина Галанова.

Юкка Ринтала – известный в Финляндии художник-дизайнер. Несколько финских оперных див уже красовались на этой сцене в его платьях. На репетицию Юкка попросился специально, чтобы порисовать балерин с натуры. 

«Я стараюсь поймать движение – необыкновенно красиво танцуют эти русские балерины», – отмечает мастер.

Начало гала неожиданно задерживается – добрая половина зрителей не может попасть на остров. У спектакля в средневековой крепости есть свои подводные камни: за 10 минут до начала концерта разводят мосты, чтобы пропустить баржу с лесом.

Но вот – долгожданное. Классические па-де-де, современная хореография и, конечно, совсем новые номера, подготовленные для этого концерта. Например, из балета «Талисман» Мариуса Петипа, восстановленный в первозданном виде в исполнении Екатерины Осмолкиной и Максима Зюзина.

После каждого номера в зале звучат аплодисменты и фирменное финское топанье ногами – знак особого признания.

Проект Dance Open в Савонлинне рассчитан на три года. Станет ли русское балетное присутствие в Финляндии постоянным, пока никто не загадывает. От Петербурга до Савонлинны – чуть больше трехсот километров. Над озерами города даже мосты разводят так же, как над Невой.