Новости проекта

20.03.2017 | 19:47

В Большом театре проходит серия показов одноактных балетов

В Большом театре – тройная премьера. На Новой сцене проходит серия показов одноактных балетов – знаковых работ известных хореографов: «Этюды» Харальда Ландера, «Клетка» Джерома Роббинса, «Русские сезоны» Алексея Ратманского. Балеты-антиподы, они уже стали образцами, ориентирами в современной хореографии. «Этюды» и «Клетку» публика увидела в конце 1940-х – начале 1950-х, «Русские сезоны» – пример танцевального эксперимента XXI века. Репортаж Елены Ворошиловой.

Кочующие почти десять лет, «Русские сезоны» Алексея Ратманского то пропадают, то снова возвращаются в афишу Большого. Теперь они в одной программе с «Клеткой» Джерома Роббинса и «Этюдами» Харальда Ландера.

То ли тросы, то ли канаты, то ли паутина, то ли прутья, а все вместе – «Клетка» Роббинса. Балерины Большого погрузились в жизнь насекомых. Забыли про хрупкую невесомость, культивируя силу и жесткость.

Под музыку Стравинского идет охота. Любовная сцена заканчивается убийством. Так самка богомола расправляется со своим партнером. В 1951-м балет Роббинса вызвал скандал – оторванные головы и растерзанные тела не вязались с балетом. Сейчас 14-минутный ужастик танцуют в Большом.

«Нелегко, но очень интересно. Интересно воплотить в жизнь пластику насекомого», – говорит прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.

«Этюды» Харальда Ландера – кажется, весь вечер был задуман только ради них. Вызов кордебалету и солистам. Здесь все как на ладони. Любая неточность не просто разрушает рисунок танца, но оскорбляет сам балет.

«Вроде бы все просто, но, знаете, иногда складывается ощущение, что классический танец либо должен быть идеален, либо лучше не выходить», – признаётся премьер балетной труппы Большого театра Артем Овчаренко.

Никаких декораций. Синий фон меняется на черный. Балерины в пачках, танцовщики в белом трико. Кажется, что артисты делают ежедневный класс. Экзерсисы у палки, прыжки, комбинации. Вроде бы, простые движения. Но сделать их синхронно, легко и точно под силу не каждой труппе.

«Интересно наблюдать, как из механических движений у палки вдруг рождается танец», – отмечает прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова.

Впервые «Этюды» были показаны в Москве на гастролях Парижской оперы. Они были настолько прекрасны, что Асаф Мессерер поставил свой знаменитый «Класс-концерт». Но оригинал остался непревзойденным. Графически вырезанные силуэты обретают в финале силу и мощь, заставляя публику забыть реальность.

«Мало сегодня компаний, которые могут себе позволить взяться за такую работу. Она требует наличия всего арсенала, того, что мы называем классической балетной компанией», – комментирует руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

Три таких разных балета сложились в один пазл. Рисунок получился странным. Поклонники классики вряд ли оценят его. Он для тех, кто не боится эксперимента и трансформации танца.  

Новости культуры