02.11.2010 | 10:02

Концертное исполнение оперы "Валькирия". За пультом – Кент Нагано

За пультом Российского национального оркестра вновь знаменитый Кент Нагано. Маэстро продирижировал концертным исполнением оперы Рихарда Вагнера «Валькирия». Этот шедевр стал своеобразной прелюдией к совместному выступлению дирижера и оркестра на юбилейном концерте в честь двадцатилетия РНО, которое состоится 5 ноября. Несмотря на то, что знаменитая опера была представлена в концертном исполнении, это не помешало слушателям перенестись в таинственный мир скандинавской мифологии. Рассказывают «Новости культуры».

Аплодисменты при появлении дирижера подобны выстрелу стартового пистолета. Музыкальный марафон под названием опера «Валькирия» открыт. Четыре с половиной часа вагнеровского действа – серьезный тест на выносливость.

Трактовки лауреата трех «Грэмми» маэстро Кента Нагано называют эталонными. На этот раз он представил партитуру «Валькирии» от корки до корки. О том, что в «полете валькирий» девы-воительницы вылетают на крылатых лошадях с рупорами, многие забывают. Но маэстро, репетируя с РНО, напомнил именно об этой ремарке Вагнера. Летающих лошадей для концертной версии не нашли, а вот рупоры сделали – это важно для звука. В опере – 14 партий. Подбирая солистов, прослушали больше ста исполнителей. Михаил Векуа был на гастролях в Барселоне, когда ему прислали ноты.

«Сложно исполнять Вагнера, он стилизовал текст под старый немецкий, то есть даже многие немцы, глядя в клавир, читая текст, не понимают многих слов. Эта стилизация, как если бы мы сейчас пели на старославянском», - объясняет солист Московского театра имени Станиславского и Немировича – Данченко, исполнитель партии Зигмунда Михаил Векуа.

Текст на немецком солисты учили под руководством опытных педагогов. Однако многим Кент Нагано посоветовал еще поработать над произношением.

«У них согласные, которые надо выплевывать: t,d,s, которые русским тяжело даются. В этом плане сложно исполнять Вагнера», - рассказывает исполнительница партии Хельмвиги, артистка Молодежной оперной программы Большого театра Светлана Касьян.

Многие из солистов Вагнера поют впервые. Некоторые партии даже опасны для молодых неокрепших голосов. Поэтому одна из главных ролей у солиста из Санкт-Петербурга Алексея Тановицкого. С ролью верховного бога Вотана он хорошо знаком – партию уже несколько лет исполняет в спектакле Мариинского театра.
«Вотан – одна из самых сложных партий для баса.У меня репертуар большой, но сложнее я не нашел. Это работа на выносливость», - уверен Алексей Тановицкий.

Желающих попасть на концертное исполнение оперы «Валькирия» оказалось в несколько раз больше, чем было выпущено билетов. Были даже те, кто так и простоял все четыре с половиной часа на улице, надеясь достать у кого-нибудь лишний билет.