17.03.2017 | 10:00

В Петербурге воссоздают судно Петра Первого "Полтава"

«Полтава» – от киля до бизань-мачты. Боевой парусник Российской империи, первое крупное судно, построенное в Санкт-Петербурге, первый линейный корабль Балтийского флота. Точная копия этой легенды петровской эпохи приобретает реальные очертания. Знаменитую «Полтаву» воссоздают уже три года – в специально созданном для неё сухом доке. Планируется, что восстановленный корабль станет музеем, но может выйти и в настоящее плавание. Во всяком случае, строится он в полном соответствии с требованиями нынешнего морского регистра. 

Ровно три года прошло с тех пор, как на верфи исторического судостроения заложили киль и первый шпангоут. Сейчас практически полностью готова оружейная палуба – гандек, где уже стоит первая из полусотни пушек. Чтобы возвести корпус двойника линейного корабля, потребовалось 1800 стволов дуба. Чуть больше, чем понадобилось отцу легендарной «Полтавы» Петру Первому. Впрочем, как и времени на строительство. Но у императора это дело было поставлено на поток, построить же такой парусник в XXI веке оказалось большой проблемой.

«Очень сложно было подобрать лес. Нужны стволы большого сечения, длинны. Например, такие детали, как кница, должны быть изотовлены из массива. Но так как не подобрать дерева, они у нас многослойные, склеенные», – поясняет мастер верфи исторического судостроения Александр Ларионов.

Инструкция по сборке – чертежи самого Петра Первого и фрагменты папки кораблестроителя Федосея Скляева. Им следуют предельно точно, позволяя маленькие отступления: в работе все же используют современные герметики и электроинструмент. А вот паруса шьют вручную. Больше тысячи квадратных метров материи.

Резчик по дереву Дмитрий Мартьянов работает над скульптурой ростральной фигуры корабля – пока что малой её копией. Устрашающего зверя с львиным ликом тоже вырежут из дуба. Но опять же, сетует мастер, русский дуб уже не тот.

«Такого дуба, как тогда, не сохранилось. Поэтому сейчас мы имитируем тот дуб. Сама почва уже не та. Почва, которая была тогда, грубо говоря, нами испорчена, и такой дуб уже не растет», – говорит резчик по дереву Дмитрий Мартьянов.

Декор кормовой части Полтавы – произведение искусства. Все эти Беллерофонты, Посейдоны, Зефиры и низвергнутые Фаэтоны – изделия ручной работы. Каждый из таких элементов не просто украшение, а носитель глубокого смысла.

«И мифические, и обереговые, и рассказы о победах, в том числе, будущих. Потому что Полтавская битва заложила основу победы в Северной войне. Петр её строил в качестве некоего амулета на предстоящие победы», – рассказывает резчик по дереву Анатолий Жаров.

Легендарная «Полтава» – первый линейный корабль, возведенный русскими мастерами, и, что скромничать, один из главных символов в морской истории российской державы. Сейчас гордость исторических корабелов томится в оковах строительных лесов. Но уже в этом году «Полтаву» планируют спустить на воду, а окончательно достроить – в течение двух лет.  

Новости культуры