03.11.2010 | 10:36

Вернисаж в петербуржской подземке

На эскалаторе - в прошлое. В петербуржской подземке открылась выставка, посвященная юбилею ленинградского метрополитена. В далеком 55-м первые станции метро называли не иначе, как «подземные дворцы». Ленинградцы выстраивались в очереди, как в музей, чтобы своими глазами увидеть и светящиеся изнутри колонны, и статуи «вождя народов», и грандиозные мозаичные панно. Юбилейная экспозиция точно передает атмосферу эпохи и даже больше. Между станциями Сенная и Садовая демонстрируются поистине «сказочные» проекты, которые в свое время так и не стали «былью». Рассказывают «Новости культуры».

 

На эскалаторе в прошлое, больше, чем на полстолетия. В далеком 1955-м первые станции метро называли «подземными дворцами». Ленинградцы выстраивались в очереди, как в музей. Обилие мрамора, гранита, колонны, светильники. Все поражало воображение. Но мало кто знал, что изначально станции должны были выглядеть совсем иначе.

Уникальный, юбилейный, вернисаж в петербургской подземке. Только в течение двух месяцев пассажиры смогут увидеть несостоявшиеся проекты. Малахитовая, а вовсе не бежевая Нарвская, Автово со светящимися изнутри колоннами.

Их было 123 - архитектора, мечтавших создать собственный облик ленинградского метро. Это почти по 15 проектов на каждую станцию. Заявки шли со всего Союза. Но вопреки ожиданиям победили не столичные, а ленинградские зодчие. Ведь главным критерием было - соответствие общему городскому стилю.

Но большинство архитекторов копировали московские станции. У них просто не было другого примера. Лишь немногие видели иностранный сабвей - и то, это был разрушенный послевоенный берлинский метрополитен. Надо было создавать что-то принципиально новое.

«Когда проектировались эти станции - они проектировались не для заезжих иностранцев, а для жителей города. Чтобы жители в метро чувствовали себя так же уютно и удобно, как в своей квартире», - рассказывает директор музея Петербургского метрополитена Владимир Клочков.

Победители были выбраны, проекты утверждены. И вдруг… за каких-то полтора года до сдачи первой линии ленинградского метро выходит постановление «Об излишествах в архитектуре». А это значит, все надо срочно переделывать. И вот тридцать колонн на станции Автово ставят уже мраморные, они странно смотрятся на фоне уникальных из литого стекла. Дешевле и проще становится оформление Балтийской и Владимирской. Доходит до смешного - срочно делают скромнее и меняют на кафель облицовку почти готовой Пушкинской.

«Боковые стены сперва запроектировали с лепными разными украшениями, одну стенку даже успели частично сделать, а когда вышло это постановление, то и это срезали даже», - объясняет доктор технических наук Николай Кулагин.

Ну, и главное изменение коснулось сразу всех станций. Ленинградское метро строилось во славу Вождя Народов. Сталин присутствовал в каждом вестибюле - в виде статуй, барельефов, медальонов, мозаики и живописных полотен. Нарвская и вовсе называлась в проекте «Сталинской». Но к открытию метрополитена в ноябре 55-го следы восхваления Вождя остались лишь на трех станциях. В ходе реконструкций исчезли и они.