16.03.2017 | 11:00

Стравинский и Барток – вечер оперных премьер пройдёт в Театре Станиславского

Античный миф об Эдипе и старинное предание о герцоге Синяя Борода. Сегодня в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко – большая премьера. Прозвучат сразу два знаковых произведения ХХ века – опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» и опера-оратория Игоря Стравинского «Царь Эдип». В один театральный вечер обе постановки объединил режиссер-вахтанговец Римас Туминас. 

От любых интервью до премьеры Римас Туминас отказывается. Верит в приметы. Отвечает коротко только на один вопрос: «Как дела?». Идут они впереди, а режиссер за ними, еле успевает. Что имел в виду мастер, становится понятно, когда открывается занавес. Только за последние несколько суток в мире царя Эдипа произошли большие изменения – сменились костюмы, пластика героев, и опера-оратория зазвучала по-новому.

Что осталось неизменным, так это декорации. Над ними работал давний друг режиссера, коллега по одноименной постановке в Вахтанговском театре – Адомас Янцовскис. Художник признается, что соблазн перенести те декорации в новый спектакль возникал.

«Конечно, такая мысль была, но потом я понял, что будет глупо. Все-таки разные театры, разные спектакли. Там – романтическое, здесь – Стравинский», – признается художник-постановщик Адомас Янцовскис.

Который буквально перевернул «Царя Эдипа» Софокла: сократил античный текст в шесть раз, убрал второстепенных героев, сохранив лишь главную интригу трагедии, использовал либретто – на латинском языке. Это хитрый ход Стравинского. Он хотел сосредоточить внимание зрителей не на сюжете «Царя Эдипа», а на музыке.

«Хотя мы слышим отсылы и к Баху, и к Генделю, тем не менее, это абсолютный Стравинский. Это слышно в языке, в наполнении, в мощи, в фактуре», – отмечает музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Феликс Коробов.

В один вечер с «Царем Эдипом» идёт одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Соседство это не характерное. Вместе их почти не исполняют. Авторы спектакля говорят: произведения объединяет рок, судьба.

Вся вокальная нагрузка в этом спектакле ложится на двух актеров. Помимо Юдит и Синей Бороды, других партий в спектакле нет. Наталья Зимина признается, что справиться с задачей помогает поддержка режиссера.

«Он очень любит артистов, хвалит, что для меня непривычно. И ты потом делаешь очень много правильных вещей», – признаётся солистка Наталья Зимина.

Возможно, это еще не финальный вариант постановок – полушутя-полувсерьез говорят их авторы. Каждый спектакль может принести свои сюрпризы.  

Новости культуры