15.03.2017 | 10:15

В Петербурге отмечают необычный балетный юбилей

Одному из символов классического танца – балетной пачке - в этом году исполняется 180 лет. Впервые в столь революционном для того времени костюме перед зрителями предстала Мария Тальоне в марте 1839 года на премьере «Сильфиды». Образ сказочной феи требовал особого наряда, который бы подчеркивал воздушность и грациозность балерины. По другой версии, он мог скрывать особенности фигуры танцовщицы. Как бы там ни было, но пачка и сегодня олицетворяет высокое искусство балета.

Теперь балетная пачка - это классика. В театральных ателье их шьют десятками, если не сотнями. Сначала художник по костюмам обсуждает с закройщиком силуэт и фасон, потом за дело берутся мастерицы ножниц и иглы.

Основа шьется гораздо большего размера, чем хотят молодые балерины, воспитанные на современных вариациях бикини. На создание пачки уходит 11 метров ткани, которую собирают в мелкую складку. Только над одной пачкой швея трудится 3 - 4 смены. Когда костюмы будут готовы, мастерская всем составом придет на репетицию - посмотреть на результаты работы и, если нужно, что-то поправить. 

«Мы каждый раз костюмами любуемся своими. Потому что это не просто бытовая одежда, это история. Костюмы эти будут жить очень долго», - уверена швея театральных мастерских Екатерина Александрова. 

Сегодня пачку все реже и реже можно увидеть в современных хореографических постановках. Но даже начинающие балерины чувствуют за спиной невидимые крылья, когда надевают короткую белую юбочку. 

«Пачка - это самый главный костюм для балерины, в нем по-другому себя чувствуешь. Он как-то уточняет балерину, делает ее лучше», - признается танцовщица Дарья Бочкова. 

«Когда вы говорите слово "пачка", сразу возникает силуэт, допустим, Анны Павловой, поэтому это историческое явление, и оно - явление высокого искусства», - считает хореограф, худрук Санкт-Петербургского театра балета Борис Эйфман.

Чтобы балет не выглядел анахронизмом, театральные модельеры создают современные вариации проверенных временем силуэтов.

«Вот пачка, которая благодаря этому элементу приобрела другое звучание, и будет выглядеть на сцене очень интересно, - показывает заместитель директора театральных мастерских Наталья Галицкая. - Это обыкновенный пластик. Спектакль "Щелкунчик", для Михайловского театра. Такой же аналог мы делали для Ла Скала». 

Как будет выглядеть балетная пачка в свой двухсотлетний юбилей? Сохранит ли привычный облик, или будет похожа, например, на летающую тарелку - неизвестно, но то, что в классических спектаклях балерины будут выходить в юбочках, похожих на распустившиеся гвоздики, можно утверждать наверняка.  

Новости культуры