03.11.2010 | 15:35

Рудольф Баршай. На недосягаемой высоте...

В Швейцарии на 87-м году жизни скончался выдающийся российский альтист и дирижер Рудольф Баршай. Он выступал вместе с Рихтером и Ойстрахом, с Коганом и Ростроповичем. Всемирную известность Баршай получил как основатель и дирижер Государственного камерного оркестра СССР, который наряду с Большим театром и Ансамблем Моисеева представлял искусство Советского Союза за рубежом. Баршай уехал из страны еще в конце 1970-х, но это не помешало ему навсегда войти в историю отечественного музыкального искусства. Рассказывают «Новости культуры».

 

Баршай учился у легендарного альтиста Вадима Борисовского и был другом самого Шостаковича, играл в первом составе Квартета Бородина. Однокашник Баршая, профессор Московской консерватории Александр Бобровский говорит, что выдающийся альтист запомнился коллегам своим перфекционизмом.

«Поставил вопрос отношения к тексту и к тому, что хочет автор. Я уже не говорю о том, какая была большая работа над качеством самого исполнения», – вспоминает он.

Правда, сам Баршай утверждал, что ничего особенного для этого он не делал. Говорил: «Если написано "пиано", я добиваюсь "пиано". Если написано "форте", я добиваюсь "форте", "крещендо" и так далее. Вот и все, секретов никаких нет. Это такое честное отношение к искусству, к своей профессии и своей деятельности».

Мир узнал имя Баршая после появления Московского камерного оркестра. Именно в исполнении этого коллектива впервые прозвучали многие произведения советских композиторов, в том числе Четырнадцатая симфония Шостаковича. Во многом благодаря инициативе Баршая стали появляться камерные коллективы высокого класса. Контрабасист и директор «Виртуозов Москвы» Григорий Ковалевский считает, что на дирижерский подвиг знаменитых инструменталистов вдохновил пример Баршая.

«Я думаю, что и Вова Спиваков, и Юра Башмет, все в душе его ученики. И он к ним очень хорошо относился», – замечает Ковалевский.

Первые гастроли Юрия Башмета за рубежом состоялись именно с оркестром Баршая. Юрий Абрамович вспоминает историю, как дирижер пришел на концерт «Солистов Москвы» в Кельне. Коллектив исполнял Прокофьева в обработке Баршая. Башмет вывел знаменитого музыканта на поклоны.

«Аплодисменты усилились. Он на сцене опустил голову и сказал: "Юра, что же Вы наделали, они ведь подумали, что я – Прокофьев"», – рассказывает Башмет.

Несмотря на большие заслуги Баршая в оркестровом деле, Юрий Абрамович считает, что он, прежде всего, был выдающимся альтистом.

«Пожалуй, по такому профессиональному инструментальному уровню у нас был, по большому счету, на высоте только Баршай», – добавляет он.

«На высоте» – это весьма точные слова, которые так подходили артистическому облику Рудольфа Баршая. Он работал в разных странах, дирижировал лучшими оркестрами. Но везде его появление за пультом вызывало у музыкантов трепет.

Читайте также:
Скончался альтист и дирижер Рудольф Баршай