15.08.2012 | 10:38

Переславль-Залесский музей-заповедник пополнился новой коллекцией

Из чего складывается сокровищница отечественной культуры? Из внушительных коллекций известных музеев страны и небольших, но по-своему бесценных собраний малых городов. В каждом российском регионе есть особые хранилища старины, без которых невозможно было бы узнать о культурном прошлом нашей страны. Чем живет один из самых крупных региональных музеев – Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник выяснили корреспонденты «Новостей культуры».

В тихом уголке Переславского музея-заповедника нет следов современности – не видно ни проводов, ни столбов, ни новостроек. Для открытой экспозиции сотрудники специально выбрали это место – тут можно потеряться во времени. Монтаж еще не завершен – постоянно поступают новые объекты. В центральной части города, история которого насчитывает почти девяти веков, впервые проходят масштабные археологические раскопки.

«Мы вышли на уровень кладбища, то есть некрополя церкви, которая была снесена в первые годы советской власти, – рассказывает научный сотрудник Института археологии РАН Владимир Зейфер. – Некрополь датируется первой третью XVI - XVII веками».

Некоторые могильные плиты относятся к XVI в. Они могут помочь ученым восстановить границы города того периода и понять как менялся характер застроек. На двух находках обнаружены узоры, которые прежде не встречались. Их загадку исследователям еще предстоит раскрыть.

Камни XVI века могут многое рассказать о мировоззрении наших предков. На надгробных плитах схожие орнаменты и никаких имен – в знак того, что перед Богом все равны.

Раскопки – следствие строительного бума в Переславле-Залеском. Активно развивается туристическая инфраструктура: много сносят, много возводят. По закону перед началом работ необходимо пригласить археологов. Это затратно – застройщики стараются увильнуть. О том, как объекты культурного наследия канули в лету, в музее-заповеднике накопилось немало историй. Одна из самых драматичных – о семье Самсоновых. Их архив пока не выставляется. Чтобы рассказать историю выдающегося рода, папки XIX века сотрудник музея Оксана Мазурок раскладывает на обычном столе.

«Настоящее дворянское гнездо – это большая семья, преемственность традиций, – говорит Оксана Мазурок. – Практически все они были отмечены какими-то талантами, но, пожалуй, самый известный из них – это Алексей Федорович Львов – композитор, автор русского гимна “Боже, царя храни”».

Его дочь – Надежда Федоровна, в замужестве Самсонова – одна из первых русских женщин-композиторов. В ее наследии в основном романсы. Но услышать эти сочинения практически невозможно – звукозаписей нет, партитуры в ХХ веке не переиздавались. Утрачена и ее музыка и место, где она творила.

«Судьба усадьбы сложилась, к сожалению, очень плачевно, – рассказывает Оксана Мазурок. – Она простояла практически до наших с вами дней. Историки, усадьбоведы обращали на нее внимание, поднимался вопрос о сохранении, о ее реставрации, но, к сожалению, в 2002 году она полностью сгорела».

На обустройство экспозиции, посвященной роду Самсоновых, музей не может найти средств. Нет денег и на реставрацию семейного рояля. Инструмент из редкой серии – он был гордостью Владимирской губернии, к которой относился Переславль. Таких по всей России сохранилось меньше десятка.

В этой экспозиции, посвященной истории Владимирского дворянства у рояля Самсоновых – декоративная функция. Он просто часть обстановки. Уникальный инструмент середины XIX века уже почти 100 лет не звучит.

Без дополнительного финансирования новых музейных проектов уникальные экспонаты не смогут полноценно рассказать о своей эпохе. Им остается дожидаться, когда понадобится их история.