03.11.2010 | 23:57

Мартин Крид приехал в столицу

В российскую столицу приехал Мартин Крид, лауреат премии Тернера, престижнейшей премии Великобритании за достижения в сфере современного искусства. Приехал он на открытие выставки своих работ в Московском музее современного искусства. Уроженец Шотландии, живет в Италии, умеет озадачить публику парадоксальностью своих лаконичных произведений. Умеет поставить вопрос, который можно посчитать основополагающим в культуре наших дней: что мы готовы воспринимать как произведение искусства? На его лекции работала съемочная группа «Новостей культуры».

«Все будет хорошо», - гласит неоновая вывеска на фасаде Московского музея современного искусства – вещь Мартина Крида за номером 1081.

Мартин Крид, художник (Великобритания): «Названия это спекулятивная попытка задать интерпретацию произведению искусства. Это очень претенциозно. Чтобы этим не заниматься, я решил все свои вещи просто нумеровать».

Так, вещь номер 227, которая принесла ему в 2001 году премию Тернера, – это пустая комната, в которой свет секунду горит, секунду не горит.

Мартин Крид: «Это важная идея – произведение искусства как фон. Люди гораздо интереснее. Представляете, как они озадачены в этой комнате? Могут смотреть друг на друга, возмущаться вместе».

Словом, он против того, чтобы загромождать мир вещами: поэтому он может пронумеровать и смятую бумажку, и забитый в стену гвоздь, и даже человека, который за единицу времени бежит через зал галереи Тейт Британ.

Мартин Крид: «Вам кажется, это радикально? Что вы! Это очень традиционно! Мы же приучены смотреть на тела атлетов как на произведения искусства античности. Просто в данном случае это не скульптура, а живой человек».

А еще Мартин Крид – музыкант, он выпускает диски и у него есть своя группа. Но он и в одиночку может музицировать.
Мартин Крид: «В чем смысл?».

Любая песня – из одной фразы. «В чем смысл?» - вопрошает Крид, или советует «Передай другому». Монотонно так, ритмично.

Мартин Крид: «Я люблю ритм. В этом мире, где все такое хаотичное, бесконтрольное и неупорядоченное, ритм – единственное, что меня успокаивает».

Потому восемь метрономов в ряд – это, безусловно, произведение искусства, и смех человека, который никак не может остановиться, и ритмичное мигание света, и ритмичное движение штор на окне – открылись-закрылись, и даже покачивание на качелях, все это – тоже произведения искусства.

Мартин Крид: «Понимаешь, ритм, номера, - все это вроде забора, через который я смотрю на мир, и который меня от мира защищает».

Свое кредо Мартин Крид излагает в ответ на меткие вопросы арт-критика Дэвида Рифа. Из беседы становится понятно, что концептуалист – очень уж условное определение для этого художника, на самом деле, он мастер выкидывать номера.

Мартин Крид: «Я не верю, что эмоции и идеи можно отделить друг от друга, поэтому я и в концептуальное искусство не верю. Для меня любой художник – экспрессионист: он выражает одновременно свои чувства и свои идеи».

Мартин Крид вообще такой свободный и расслабленный, что часть работ для московской выставки ненароком отправил… в Гонконг. Впрочем, волноваться не стоит, их уже вернули обратно. Но и ожидать, что содержимое этих коробок заполнит пустоту музейных залов, право, не стоит.