04.11.2010 | 22:49

Финальный аккорд Фестиваля православной музыки

После торжественной церемонии освящения надвратной иконы на Красной площади многие ее участники прошли в Центральный «Манеж», где открылась выставка-форум «Православная Русь». Она представляет работы юных художников и мастеров народных промыслов, кинофестиваль, конференции и тематические встречи. А вечером в Концертном зале имени Чайковского прошел финальный концерт 22-го Фестиваля православной музыки, который в этом году приурочен к открытию выставки-форума. Рассказывают «Новости культуры».

Двадцать два года назад Первый фестиваль православной музыки совершил переворот в российской исполнительской культуре. Кто-то тогда еще путал духовную музыку и духовую, но многие были буквально потрясены красотой и богатством вдруг открывшейся русской хоровой музыки, звучавшей в церкви.

«Многие произведения тогда открывались впервые. Концерты проходили с аншлагом. Сейчас интерес меньше, много музыки, которая у всех на слуху. Одна из задач современного российского музыкального искусства – обновлять репертуар церковных хоров», – подчеркивает председатель председатель ОВЦС владыка Иларион, Митрополит Волоколамский.

Это один из главных постулатов возрожденного после 80-летнего молчания Синодального хора. В конце XIX – начале XX веков для этого коллектива и благодаря ему появились многие шедевры хорового искусства. В их числе Всенощная Рахманинова. Восстанавливая связь времен, в наши дни этот хор открывает неизвестные страницы жизни известных людей. Николай Голованов, выдающийся советский дирижер, оказывается, был воспитанником и выпускником Синодального хора.

«Если бы не революционные перемены в нашей стране, наверное, он бы возглавил этот хор. Он был помощником Данилина, проводил концерты с успехом», – рассказывает регент Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков.

В советские годы вынужденный сменить хор на оркестр, Голованов не забыл уроков, полученных в Синодальном хоре. Возглавляя оркестр радио, работая в Большом театре, он был верен хоровой традиции и тайно сочинял церковные песнопения. Сочинял в стол. Тогда и мечтать о том, чтобы они прозвучали, было невозможно. Зазвучали они только сейчас. Сегодня их исполнение сопровождалось демонстрацией икон из коллекции Голованова.

Мы не знаем, как развивалась бы русская духовная музыка, не будь на нее официального запрета. Сочинения Голованова, созданные в 1930-е – 1940е годы несут отпечаток тех лет. Они словно заполняют духовный музыкальный вакуум советской эпохи и образуют связующую нить с традициями нового времени.