06.11.2010 | 22:43

Театр Сатиры обратился к трагедии

В Московском театре Сатиры – премьера. Там поставили пьесу Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». К произведению знаменитого американского драматурга коллектив театра обратился впервые, приурочив премьеру к 100-летию со дня рождения автора. Критики называли Теннеси Уильямса «американским Чеховым». Драматург действительно близок по духу русским зрителями и остается актуальным сегодня. В Театре Сатиры режиссер Юрий Еремин создал свою версию пьесы, соединив несколько разных авторских интерпретаций. Все равно спектакль «Между светом и тенью» получился о любви и той разрушающей силе, о которой Теннесси Уильямс говорил в каждом своем произведении. Рассказывают «Новости культуры».

Его спектакли собирают полные залы, а он молчит. Режиссер Юрий Еремин уже несколько лет не дает интервью ни до премьер, ни после. Его нынешнюю работу актеры называют нонсенсом. На сцене Театра Сатиры в этот раз не комедия, а трагедия –спектакль по пьесе Теннесси Уильямса – «Орфей спускается в ад».

«Это произведение, может, и не сатирическое, но оно крайне актуально, с точки зрения общефизического человеческого настроя, и, по-моему, очень сегодняшнее», – говорит художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт.

Он тоже выходит на сцену этом спектакле тоже выходит. Правда, всего один раз и всего на несколько минут. Говорит, что играет эпизодическую роль в воспитательных целях. Молодые актеры не хотят быть на втором плане. Отучать от этого Ширвиндт решил своим примером.

Американский драматург Теннесси Уильямс не зря заслужил славу самого «женского» автора. Его героинь мечтают сыграть многие актрисы. Алена Яковлева не исключение.

«Это не бытовые героини. Мы строили эту героиню вначале как бытовую, но она в результате все равно не бытовая. У него вообще нет бытовых героинь», – замечает актриса.

Одинокую и несчастную, небытовую героиню Лейди Торренс в России знают хорошо. Долгие годы на сцене Театра Моссовета ее играла Вера Марецкая. Затем – Людмила Касаткина в Театре Российской армии. В экранизации 1960 года эту роль исполнила знаменитая Анна Маньяни.

«Мы совершенно по-другому все делаем. И потом, это не кино, а театр. Хотя все равно будут сравнивать, и все равно мы с этим столкнемся. Не могу сказать, что мне было очень легко, потому что это кране неординарная работа», – добавляет Алена Яковлева.

Еще сложнее пришлось актеру Андрею Барило. Как выяснилось, мужчинам всегда приходится нелегко в спектаклях по Уильямсу.

«Действительно, он женский автор. И мужчины у него – какие-то загадки. Недаром он любил Брандо, с которым я себя никак не могу сравнить. Не знаю, выдержит ли это зритель. Зритель привык к названию Театра Сатиры, а мы сейчас ломаем эти рамки», – подчеркивает он. 

Театр Сатиры действительно рискнул. Пьеса «Орфей спускается в ад» выделяется из всех произведений американского драматурга своей трагической судьбой. Именно эту драму Теннесси Уильямс писал всю свою жизнь. Это ее американский зритель не принял в 1940 году, от нее отвернулся в 1957. Но в России «Орфея» полюбили и ждут его возвращения.