08.11.2010 | 10:48

"NETу – Да"!

«NETу – Да»! Сегодня в Москве стартует фестиваль, название которого расшифровывается просто – «новый европейский театр». Двенадцатый по счету смотр готов показать всю сложность этого феномена. «NET» называют «фестивалем влияния». В этом году он посвящен двадцатилетию падения Берлинской стены, а его тема звучит, как «Staging abroad» - «Постановка за границей». В афише – десять спектаклей, созданных силами интернациональных театральных команд. Рассказывают «Новости культуры».

 

Российский по происхождению, «NET» иногда называют на русский манер – фестиваль «НЕТ». Притом что он ничего не отрицает. Скорее, наоборот, – утверждает: что европейский театр не стоит на месте, что новые имена появляются. В этом году – еще и то, что границ в театральной Европе не существует. Украинский режиссер ставит русскую классику в Финляндии, и это уже никого не удивляет.

Им, с одной стороны, страшно. Это ответственность. Они представляют – хотят или нет, и свой театр, и страну. А, с другой, – есть свобода, потому что они чужие. Даже если ничего не получится, они уедут домой. В конце концов, их больше не пригласят», - говорит арт-директор фестиваля «NET» Роман Должанский .

Тех, чьи имена в афише фестиваля «NET», пригласят, потому что у них получилось. Болгарский режиссер Явор Гырдев вот уже две недели в Москве - работает над своей второй российской постановкой. Премьера первой – «Метода Гренхольма» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана, состоялась в марте. Завтра спектакль покажет «NET».

«Когда меняешь контекст, когда работаешь на другом языке, это тоже очень трудно. Даже теперь я замечаю, что после репетиции я устаю больше, потому что мне все время надо думать и выражаться на другом языке. Это тоже часть провокации», - объясняет Явор Гырдев.

На провокацию совершенно добровольно, повелись четыре российских актера. Сергей Чонишвили на эту работу согласился еще до того, как прочитал сценарий. Он уверен - чрезмерная самоуверенность российскому театру во благо не пойдет. У западных коллег есть, чему поучиться.

«И спасибо, что это Явор Гырдев, потому что это все равно славянские корни. У нас уже существуют постановки и Деклана Донеллана, и Питер Штайн у нас ставил. Двери-то начали открываться давно», - напоминает заслуженный артист России Сергей Чонишвили.

Двери служебного входа в польский театр Народовы для Ивана Вырыпаева открылись этой весной. В Варшаве состоялся первый показ его спектакля «Танец Дели». Про него Иван говорит – работа сложная. Объяснить актерам, что такое театр в его, вырыпаевском понимании, на русском-то непросто, не то что на неродном, польском.

«Я вот сейчас понимаю по-польски, немножко говорю, но все равно это чужой язык для меня. Когда ставил, я еще хуже говорил. Вообще все другое и, честно говоря, польский театр сильно отличается от того театра, которым я занимаюсь. Там есть такая четвертая стена, и они где-то находятся. И очень трудно, чтобы актер здесь и сейчас оказался и, просто глядя в зал, начал рассказывать роль», - считает Иван Вырыпаев.

Из российских режиссеров, кроме Вырыпаева, свой спектакль в рамках фестиваля «NET» покажет Кирилл Серебренников. Его «Мертвые души» по Гоголю, где даже женщин играют мужчины, впервые увидели в Риге. В афише «NETa», конечно, в юбилейный год не обошлось без Чехова. «Дядю Ваню» француз Эрик Лакаскад поставил в театре Оскараса Коршуноваса в Литве. «Палата номер 6» - спектакль берлинского «Дойчес-театра», режиссер, болгарин Димитр Гочев, российскому зрителю пока не знакомый. Открывать Москве новые имена – это тоже традиция фестиваля «NET».

«Особенно я рекомендую венгерского режиссера Виктора Бодо. Это будет финал фестиваля. Спектакль называется «Время, когда мы ничего не знали друг о друге»», - говорит арт-директор фестиваля «NET» Марина Давыдова.

Именно «NET» когда-то открыл московской публике Алвиса Херманиса. На двенадцатый фестиваль он привезет постановку из «Каммершпиле».

А театр «Практика» покажет премьеру прошлого сезона – спектакль «Урод» по пьесе немецкого драматурга в постановке британского режиссера. Если уж «NET» обязательно должен что-то отрицать, то пусть это будут национальные границы.

Читайте также: Фестиваль "NET" начинает работу