09.11.2010 | 10:38

Семинар по реставрации фарфора

«Реставрация фарфора, фаянса, керамики и стекла» - тема семинара в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Уральская коллекция считается одним из самых представительных собраний европейского и российского фарфора. Реставраторы, которые занимаются сохранением хрупких шедевров, приехали сюда, чтобы обменяться опытом и выработать методику работы. Рассказывают «Новости культуры».

Уже несколько десятилетий канделябры, аналогичные тем, что украшают интерьеры столичного Кремлевского дворца, не покидают запасников Омского музея имени Врубеля. В сибирскую сокровищницу они поступили в весьма плачевном состоянии еще в тридцатые годы прошлого века.

«На подножье ставится ваза, потом бронзовый переходник, верхний раструб, и уже на него монтируется сам канделябр – бронзовая часть с множеством рожков. Представляете, какой это вес. Здесь должно быть мощное укрепление изнутри. Но пока вся реставрация наша, она декоративная», - объясняет сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Иван Гольский.

Как спасти этот и многие другие фарфоровые, керамические и стеклянные раритеты решают в эти дни ведущие реставраторы Западной Сибири, Урала и Казахстана. Для них семинар в Омске - возможность заполнить профессиональный вакуум, образовавшийся после прекращения стажировок в реставрационных центрах Москвы и Петербурга.

«Мастеров - работающих, высококлассных, с большим опытом –единицы, их очень мало, а молодых специалистов, подготовленных в достаточной мере, практически нет. Вот это глобальная проблема», - говорит художник-реставратор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) Мария Бессмертная.

Дефицит кадров в профессии из-за отсутствия профильных вузов – не единственная сложность, с которой сталкиваются российские специалисты.

«Мало того, что снимаются какие-то материалы с производства, но еще и наша химическая промышленность не на таком уровне находится, как западная химическая промышленность. Наши материалы не столь чистые, как нужно для реставрации, и не всегда нам годятся. И нам приходится изобретать какие-то способы местной кустарной очистки для того, чтобы работать и делать достойную реставрационную работу», - отмечает  Мария Бессмертная.

Омский семинар стал своеобразной лабораторией. На практических занятиях его участники разработали комплексные программы реставрации хрупких раритетов. Однако отсутствие четко отработанных методик пока еще остается для специалистов проблемой.