09.11.2010 | 11:07

Спектакль "Эдип - царь" - работа выпускников мастерской Олега Кудряшова

В ноябрьской афише Культурного центра «На Страстном» - работы выпускников мастерской Олега Кудряшова. Два курса, «выпестованных» Кудряшовым в Российской академии театрального искусства, по праву называют «звездными». Они становились победителями Международного фестиваля студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс». И, вместе с Гран-при, получили уникальный шанс «продлить» жизнь своих постановок на престижных столичных площадках. В их числе «Эдип - царь» - спектакль по знаменитой трагедии Софокла. Рассказывают «Новости культуры».

Наравне с «женовачами» и «фоменками» существуют в мире выпускников ГИТИС еще и «кудряши». Из мастерской Олега Кудряшова выходят актеры синтетического театра. На музыкальных инструментах играют, телом и голосом владеют, поют.

Они уже делают первые шаги за стенами своего вуза: кто в стажерскую группу Театра «Мастерская Петра Фоменко» поступил, кто в «Современник». Но весь ноябрь они еще дают жить спектаклям, наработанным в студенчестве. Играют за полноценный театр: семь вечеров на разных площадках: «Униженные и оскорбленные»», «История мамонта», «Эдип–царь».

За трагедию Софокла они взялись второкурсниками, на третьем курсе показывали отрывки, на четвертом – спектакль, который рос вместе с ними. «То, что мы взяли этот материал, это хулиганство», - рассказывает актер Артем Цуканов.

Инициатор хулиганства их педагог - Светлана Землякова. Она считает – античная трагедия - барьер, который студенту необходимо взять. С первым выпуском «кудряшей» ставила Эврипида, со вторым - Софокла.

«Наверное, это одна из самых совершенных пьес, все равно, что «Гамлет»», - отмечает режиссер Светлана Землякова.

Светлана Землякова не только режиссер этого спектакля, но и сценограф. Это она придумала разыграть античную трагедию на белом помосте – подиуме. «Это пространство с двух сторон открыто, актер на нем, как под микроскопом в вечности, здесь любой виден-слышен - микро –жест, микро-зву», - объясняет режиссер Светлана Землякова.

Впрочем, не скажешь, что «кудряши» играют на полутонах, играют они ярко и звучно.

Там, где античности не хватает, они язык трагических страстей заимствуют из танго. Там, где текста не хватает, поют песни на языках, придуманных в репетиционном процессе.

«Как раз за счет дистанции, отстранения от персонажей мы и существуем», - говорит актриса Екатерина Смирнова. «В чем-то спектакль построен на нежелании актеров играть трагедию, они сопротивляются, а она заставляет себя играть», - уверена Светлана Землякова.

Сопротивление трагедии, дистанция по отношению к древнему тексту, - служат «кудряшам» источником игры и актерской свободы, которой им еще пользоваться и пользоваться.