09.11.2010 | 13:16

Школа выживания от Николая Коляды

Школа выживания от Николая Коляды. Известный драматург, режиссер, актер, основатель и художественный руководитель «Коляды-театра» дал сегодня в центре имени Мейерхольда мастер-класс. Этот год Коляда называет одним из самых успешных для своего екатеринбургского театра. Труппа дважды побывала с гастролями во Франции. Несколько дней назад «Коляда-театр» вернулся из Парижа - на знаменитой площадке «Одеон» они девять раз показали своего «Гамлета». В следующем году гастрольный график еще более напряженный. Есть приглашения в Канаду, Швейцарию, Германию, Грецию. Каким же образом провинциальный театр, ютящийся в крохотном помещении подвала старого дома Екатеринбурга, стал известным во всем мире? Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Он уже много лет вдохновляет и себя и актеров своего театра фразой Александра Вампилова. «Голодные создают – сытые разрушают». Как создавать, когда нет денег на декорации, костюмы, зарплату. Об этом Николай Коляда решил рассказать на мастер-классе. Но перед ним сам выслушал несколько советов от организаторов.

«Ты говори столько, сколько хочешь. Когда уйдет первый человек – это сигнал. Когда уйдет второй – это второй сигнал. Когда уйдет пятый – встань и скажи: «До свидания, спасибо». Я не буду жаловать сегодня, не буду рассказывать про ужасы. Мы счастливы», - рассказал Николай Коляда.

Коляда не лукавит. Его труппа теперь нарасхват. А вот в родном Екатеринбурге они до сих пор ютятся в разваливающемся домике. В зрительном зале всего 60 мест, нет нормальной сцены, гримерок. Зато есть уважение к зрителю.

«В театре нет буфета, нет гардероба, какой должен был быть. Есть две маленькие комнаты. Это деревянный старый дом в центре города. Это надо очень сильно любить театральное искусство, чтобы прийти сесть на какие-то твердые сиденья и сидеть три часа в этой избе-рыдальне», - говорит Коляда.

Кому как не Коляде рассказывать о выживании театров в провинции. Он по-прежнему сам бегает по рынкам – покупает реквизит. Продавал черновики своих пьес. И, поговаривают, даже сам мыл полы в театре, когда не было уборщиц. Об этом он рассказывает с иронией: и не поймешь, то правду говорит, то ли сочиняет – очередную пьесу.

«Мы приехали в Люблин – я взял веник стал подметать. Приехали в «Одеон» - взял веник стал подметать. Актеры мои уже знают. И когда французы в «Одеоне» стали бегать и отбирать у меня веник, они говорили: «Нет, не, не трогайте его. Это такой ритуал священный», - говорит Коляда.

Уже в следующем году его театр посетит Испанию, Германию, Канаду, Грецию. Коляда говорит: у него уже есть миллион. И пусть пока это только миллион приглашений, но это значит: вопрос выживания хотя бы одного провинциального театра уже не стоит.