10.11.2010 | 13:49

Светлана Безродная: "Любой конкурс - это бег на короткую дистанцию"

Завершился XI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Все лауреаты названы, призы нашли своих обладателей. Самое время подводить итоги.
Об открытиях этого года, о таланте, а также о сложностях, с которыми юные музыканты сталкиваются на своем пути, мы побеседовали с членом жюри конкурса в номинации «Струнные инструменты», народной артисткой России, художественным руководителем «Вивальди-оркестра» Светланой Безродной.

- Светлана Борисовна, расскажите о Ваших ощущениях от конкурса и его юных участников. Кто вас удивил, быть может, покорил, очаровал на этот раз, что это были за чудо-дети?
- Я уже не первый год на конкурсе и удивительное очарование его атмосферы меня всегда пленяет. А вообще, не всегда музыкант, вышедший в финал, может удивить жюри и слушателей. Меня, например, покорила скрипачка, которая оказалась дипломанткой и не вышла в финал – Полина Махина. Ей не хватило всего одного балла. Но я учредила два приза, которые достались ей и девочке из Кореи Юн Чам Ин. Они будут участвовать в филармоническом концерте. Сама Полина сказала: «Вы знаете, это даже лучше, чем премия». Это уже другой уровень, это большая сцена. Они будут играть с оркестром, их покажут по телевизору не как участниц конкурса, а как больших артисток, дипломанток.

- Как вы полагаете, отличается ли уровень юных исполнителей в этом году от предыдущих конкурсов?
- Вы знаете, я не скажу, что с каждым годом уровень растет. Все дети очень разные, но всегда яркие. Вообще дети не бывают неталантливыми, и я хочу, чтобы все об этом знали! Любой человек рождается талантливым! Просто кому-то везет, и он может раскрыть свой талант. Это зависит от окружения. Ребенка могут подтолкнуть или взрослые, или полученные впечатления, или даже какое-то горе, стресс.

Что касается конкурсов. Хотя мой коллега и партнер по жюри Аркадий Шилклопер и говорит, что это не спорт, все-таки музыкальный конкурс – это тоже спортивное соревнование. Уже четырнадцать моих учеников из Центральной музыкальной школы, где мы как раз находились на турах «Щелкунчика», получали награды и становились лауреатами на взрослых смотрах. Им по четырнадцать-пятнадцать-шестнадцать лет, а они уже побеждали в очень серьезных конкурсах – Паганини, Венявского, Чайковского, Баха и так далее. И всегда это были первые и вторые премии. Я сама мастер спорта по спортивной гимнастике, и я всегда настраивала своих учеников таким образом, чтобы они воспринимали это как бег на короткую дистанцию, стометровку.

Вообще все дети, участвовавшие во всех одиннадцати конкурсах «Щелкунчик» очень талантливые, очень способные. Но результат всегда очень сильно зависит от выбора произведения на первый, второй, третий туры. Я не говорю, что нужно выбирать на потребу публике, но для самого исполнителя, когда он играет, скажем, с оркестром, гораздо важнее, чтобы он выходил с энтузиазмом, с боевым настроем. А когда выбирается произведение, в котором нужно раскрыть определенную философию, становится уже сложнее. Хорошо, если это сольный концерт и можно устроить себе такой оазис, посвятить часть концерта философствованию, созерцанию. Но когда мы говорим об участии в конкурсе, такое вряд ли можно себе позволить. И снова я возвращаюсь к спорту. Никто из музыкантов со мной не согласится, все говорят, что это не спорт. А у меня выходит, как у Татьяны Тарасовой: мои ученики каждый год получают премии. Не потому, что они самые лучшие. Просто я понимаю, что выбор такого пути – это своеобразный допинг. Музыканты постоянно должны ощущать эти брызги шампанского, и в подготовке тоже. Причем, самое интересное: когда идет уже сам конкурс, мои ребята говорят: «Светлана Борисовна, самое интересное – это подготовка».

- Об этом и сегодня говорили все «щелкунчики». Они признавались, что финал для них - это не главное. Важнее то, что было до него.
- Конечно, именно подготовка. Даже не первый-второй туры, а эти месяцы, когда день за днем шлифуют каждую деталь. Поэтому я и говорю, что обязательно нужно участвовать в конкурсах, ведь в них не так важна победа. Благодаря «Щелкунчику» очень многие вырастут в настоящих музыкантов, перед ними откроются большие возможности. Я не устаю повторять, что это была гениальная идея одиннадцать лет назад придумать такой конкурс. Я называю его «классическим Евровидением», а в этом году – тем более, потому что появилось sms-голосование. Сейчас я уже могу сказать, что «классическое Евровидение» состоялось!

Все материалы о конкурсе>>>