10.11.2010 | 15:41

Искусство энкаустики

Один из древнейших методов станковой живописи – энкаустика, понемногу открывает свои секреты настоящим мастерам и подвижникам. Долгое время эта живописная техника, в которой связующим веществом является горячий воск, считалась утерянной. Старинные предметы искусства, выполненные в технике энкаустики, и поныне сохраняют невероятную свежесть и яркость цвета. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Однако воспроизвести оригинальный рецепт не удавалось на протяжении веков. Приблизиться к тайнам удивительного метода смог простой православный священник из Суздаля – Андрей Давыдов. Рассказывают «Новости культуры».

Легкие мазки кисти рождают свет, объем и глубину. Сейчас иерей Андрей пишет лик святого князя Бориса. Говорит, икона - не просто изображение. Прежде всего, разговор и присутствие. Особая пронзительность.

«Мимо нее ты не пройдешь никогда спокойно. Это всегда какая-то встреча. Выразительная образность, которая рассчитана на диалог со зрителем. Вот это меня в них и привлекало. И я тогда стал исследовать, какими средствами это достигнуто», - говорит иконописец Иерей Андрей (Давыдов).

Иконописью занимается три десятилетия. А к энкаустике священник пришел почти 17 лет назад. Тысячи прочитанных книг. Долгие годы изысканий и кропотливого труда. Сегодня отец Андрей фактически, единственный человек в России, кто работает в этой технике. Свежесть и глубина красок, ровный эмалевый блеск. Лики словно написаны вчера.

Основной компонент в энкаустике - специальным образом приготовленный воск. Именно на нем замешиваются краски - природные пигменты. Сначала воск долгое время должен находиться на свету и на воздухе. Затем он специальным образом вываривается и высушивается. И так несколько раз. В результате из темно-желтого воск превращается в практически белый.

Этот «пунический» воск плавится при температуре выше ста градусов. А теперь слово - за натуральными красками. На основе полудрагоценных камней. Такие цвета не один химический состав не сможет заменить. Благодаря кристаллической структуре лазурита роскошный синий не потеряется даже в полумраке. Камни перетираются в ступке. «Чилийский у меня есть лазурит, - рассказывает отец Андрей. - Совершенно роскошный».  

Марина Давыдова - главная помощница мужа. Если она не занята вышиванием, перетирает краски. Процесс трудоемкий. Сегодня - охра. «Ее нужно тереть до тех пор, пока она скрипеть не перестанет. Вот она скрипеть перестала. Значит, она готова. Перетерта», - объясняет Марина Давыдова.

Энкаустика - история иконописи. Древнейшие православные иконы в Киеве, Константинополе и на Синае написаны именно в этой технике. Одно из главных достоинств - удивительная сохранность и прочность изображения. Воск обволакивает пигменты, защищая краски от реакций и влаги. Отец Андрей знает, о чем говорит. Прежде он служил во Пскове. Эта икона почти 15 лет хранилась в неотапливаемой церкви XII века. Энкаустике, в отличие от яичной темперы, к примеру, не нужен особый режим.

«Она выносная, неоднократно выносилась. А вот другая икона - последнее, что я сделал. Ей - недели две. И вот посмотрите, они совершенно в одинаковом состоянии. Вот такая вещь энкаустика», - показывает иерей Андрей.

С 2007-го отец Андрей Давыдов служит в суздальском храме Святителя Николая. Его мастерская известна уже всей стране. Каждый год его ждут в Италии. Там он дает мастер-классы для коллег-иконописцев. А недавно имя священника появилось в учебнике «Основы православной культуры». Как пример обращения к истокам. Он сам не скрывает: каждый день энкаустика открывает все новые секреты.

При том, что некоторые приемы, характерные для энкаустики, использовали в иконописи, исторически энкаустическая живопись берет свое начало в Египте 5000 лет тому назад. Ее расцвет приходился на период с V по III вв. до н.э. В 1880-х годах в Египте в оазисе Фаюм недалеко от Каира были найдены две тысячи лет пролежавшие в песке портреты, прибинтованные к ликам мумий. Портреты эти получили название – фаюмские. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Секрет этой живописи еще в XII веке нашей эры был утерян.

Исследования в области энкаустики вел Леонардо Да Винчи, его последователи, искусствоведы, филологи и химики более поздних времен, и в XIX-XX веках. Этим исследованиям посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, граф Фон Кайлюс и в России Василий Вениаминович и Татьяна Васильевна Хвостенко.

К сожалению, до последнего времени остается малоизвестным тот факт, что советский художник В.В. Хвостенко в 1935 году открыл секрет красок, которыми были написаны фаюмские портреты, а в 1938 г., используя современные достижения техники, путем экспериментов добился новых результатов и обогатил технику энкаустики. Он вместе с дочерью открыл новые, не известные ранее способы полировки энкаустической живописи (холодный и горячий) и инкрустацию этими красками по мрамору. Произведения, выполненные горячим способом с полировкой и инкрустацией, не боятся резкой смены температур, действия влаги и окружающей среды и могут использоваться при наружных росписях зданий. Холодный же способ с полировкой может быть применен во внутренних помещениях. Важно также отметить свойства, которыми обладают энкаустические краски. Они долговечны, не жухнут и не изменяются в цвете. Кроме того, они обладают необыкновенной звучностью и глубиной тона. Эта техника дает возможность широко использовать анилины, золото, серебро и прочие материалы. Энкаустикой преимущественно работают на таких твердых материалах, как мрамор, шифер, асбоцементная фанера, цемент, керамика, а фаюмским способом можно писать на холсте и на дереве. Энкаустика открывает широкие перспективы для искусства, в особенности для монументальной живописи.

В.В. Хвостенко, ученик А. Архипова, В.Бакшеева и К.Коровина, наряду с активной работой художником-оформителем (в том числе и в «Окнах РОСТа» с В.Маяковским), уделял большое внимание изучению техники энкаустики, которой он широко пользовался для воплощения своих творческих замыслов. Его дочь, Т.В.Хвостенко, также много работала в технике энкаустики. Усовершенствовав приемы современной энкаустики, она разработала уникальные технологии защиты памятников архитектуры и искусства от вредного воздействия окружающей среды. С 1979 г. - участница международных конгрессов по реставрации и сохранению камня. За период с 1982 по 1998 гг. с применением уникальных технологий Т.В. Хвостенко было отреставрировано и защищено от подсоса грунтовых вод около трехсот объектов в нашей стране и за рубежом. Среди них: Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены, собор Василия Блаженного, здание Государственной Третьяковской галереи, дворец графа Шереметева в Останкино, церковь Всех Святых на Кулишках, музей-квартира А.С Пушкина, Зачатьевский монастырь и многие другие.