17.10.2012 | 10:09

"Театр Веры Мухиной" в Московском музее современного искусства

Творчество Веры Мухиной – это выдающаяся скульптура, это монументальные композиции, которые стали символами советской эпохи, это работы по теории искусства, широкой публике уже менее известные. Выставка в Московском музее современного искусства представляет созданные ею образцы, также малоизвестные – графику, эскизы костюмов, наброски сценического оформления некоторых спектаклей. В «Театре Веры Мухиной» есть и виртуальные проекции, с помощью которых скульптуры становятся частью театральных мизансцен, а идеи спектаклей не хуже, чем в зеркале, отражаются в камне. Рассказывают «Новости культуры».

Впервые Вера Мухина соприкоснулась с театром в 1916-м. Художница Александра Экстер пригласила подругу в Камерный театр – создать лепной портал. Театральной атмосферой Мухина прониклась и по собственной инициативе сделала серию костюмов для «Ужина шуток» Сэма Беннели, спектакля, который тогда уже шел на сцене театра, но через некоторое время был закрыт. Следующей должна была стать «Роза и крест» Александра Блока, создатель камерного пригласил Мухину над ним поработать, но не сложилось вновь. Так что эти эскизы и выкройки для альбома «Искусство в быту» - он вышел в 25-м году – смело можно считать ее первым успешно реализованным проектом как дизайнера-модельера.

«Эти листы были задуманы для того, чтобы простой человек мог сам их сшить, - рассказывает куратор выставки Георгий Коваленко. – Это все из очень простых тканей, потому что время было такое трудное: не было тканей. Они сделаны из платков, холстины, из солдатского обмундирования, в общем, из того, что было. Но, в то же время, эти костюмы находятся в русле конструктивизма».

Вновь в театр, на этот раз Вахтанговский, Веру Мухину пригласили только в 44-м – тогда она уже была в зените славы. Для «Электры» по Софоклу большая поклонница античности придумала хитоны, в точности повторяющие сценические колонны, для этого к платью привязывали специальные грузики. Кстати, эскизы Мухина начала создавать не до начала репетиций, как это обычно бывает, а лишь когда увидела всех актеров на сцене в движении.

«Надо сказать, что у Мухиной было такое свойство – она работала не только с объемом, но и пустотами, – поясняет Георгий Коваленко. – Это в скульптурах у нее всегда очень видно, как работают эти пустоты. Они очень точно рассчитаны и выразительны».

Театральных работ Веры Мухиной сохранилось немного. Чтобы создать атмосферу и придать выставке масштабность пригласили художника, архитектора и дизайнера Вячеслава Колейчука. Вместе с дочерью он создал фантом, голограмму театра Веры Мухиной. Эта выставка – тот случай, когда оформление превосходит ее содержание.

«Я понял, что есть возможность сделать пространство, которое будет заполнено некими проекциями из истории ее жизни, ее посещения Флоренции, Парижа и других мест», – рассказывает Вячеслав Колейчук.

В экспозиции – и скульптурные работы автора: бюсты великих Семеновой и Улановой.

Конечно же, на этой выставке не могли обойтись и без главной работы Мухиной - «Рабочий и колхозница». В экспозиции представлен один из эскизов монумента, выполненный в 37-м из бронзы.

Этот знаменитый шаг, почти что выпад вперед, Мухина оттачивала долго, что прослеживается в ее театральных работах. Кстати, мало кто знает, что монументальное творение – не только ода советским труженикам, но и посвящение ее учителю Эмилю Бурделю. Все полученные уроки от последователя Родена она воплотила в этой работе, которая затмила все ее проекты. В Московском музее современного искусства намерены и дальше рассказывать о неизвестных страницах творчества Мухиной – обещают когда-нибудь показать созданные ею плакаты и работы из стекла.