11.11.2010 | 19:30

Благовещенский собор готов к Преображению

В Московском Кремле откроют то, что было закрыто. Реставрация в Благовещенском соборе позволит сделать доступными для посетителей верхние помещения, так называемы приделы храма. Много лет они стояли закрытыми, уникальные иконы из них были демонтированы и перенесены в музейные хранилища. Последний раз приделы реставрировали в середине XIX века, и тогда интерьеры сильно изменились. Теперь удалось частично восстановить их облик на момент постройки – а это эпоха Ивана Грозного, и, конечно, сделать ряд открытий. Рассказывают «Новости культуры».

Четыре верхних придела Благовещенского собора были построены Иваном Грозным, хотя на тот момент, к 1560 году, существовали и внутренние приделы. Что заставило царя делать надстройки, точно неизвестно. Возможно, Ливонская война. Ее основные события приходились на праздники и дни чествования святых, именами которых и названы приделы. Как бы то ни было, много лет они даже для сотрудников музея оставались terra incognita.

«Все приделы были закрыты для посещения, так как до них тяжело добраться. Приделы были рассчитаны на царскую семью», – поясняет заведующая отделом реставрации памятников архитектуры Музеев Московского Кремля Татьяна Крашенниникова.

В приделе Входа в Иерусалим реставрация уже близится к концу. Там оставят раскрытой кирпичную кладку свода в форме солярного знака. Полы при Грозном были, скорее всего, деревянные. Те, что можно видеть сейчас, с растительным орнаментом и шишками хмеля, положили уже в ходе реставрации в середине XIX века. Там же хранят плиты, снятые недавно с пола другого придела – Александра Невского.

«Плиты подняли, и оказалось, что там есть декор.Это плиты времен строительства приделов, но они не из приделов. Они могли быть из покоев дворца, судя по орнаменту. Но конкретно неизвестно, так как от грозненского дворца ничего не осталось», – продолжает Татьяна Крашенниникова.

Вообще эти четыре придела – фактически последний след архитектуры эпохи Грозного на территории Кремля, хотя и они впоследствии сильно изменились. Придел Георгия Победоносца в 1822 году стал приделом Александра Невского. Интерьер оформили в ампирном стиле. Реставраторы расчистили стену, обнаружили прекрасно сохранившиеся первоначальные арки. Их так и оставят как образцы середины XVI века. А вот иконостас, как и в других приделах, предстоит реставрировать. Пока его элементы хранят в приделе собора Богоматери.

«Уникальные рамы – киоты. Таких киотов мало. Роспись по дереву, золоченый орнамент... Если бы нашелся спонсор, мы бы получили уникальные экспонаты», – замечает старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Ирина Журавлева.

В ходе реставрации были уже при входе в собор были сделаны открытия. Долгие годы под росписью XVI века был цементный слой.

«Долго решали, снимать его или нет. Потом решили попробовать, и открылся белокаменный парапет», – рассказывает художник-реставратор Евгения Серегина.

Белокаменный цоколь и три колонны времен постройки собора – это конец XV века. Реставраторы возрождают первоначальный образ храма, а также устраняют переделки своих предшественников. Знаменитое Южное –  так называемое, Грозненское крыльцо. Исследования показали, что в XIX веке портал и окно поменяли местами, а теперь все вернули. Причем, с использованием исторических материалов.

«Кирпич не новодельный, а времен Грозного, только с покрасками», – подчеркивает Татьяна Крашенниникова.

Внутреннее убранство приделов – иконы – вряд ли вернут. Их размещение требует специальных условий. Но вот для экспозиции находок новые старые пространства вполне подойдут.