13.11.2010 | 13:08

В Москве проходит выставка "От мини до макси. Мода шестидесятых"

Мнение о том, что изменение длины юбки – это революция не слабее политического переворота, поддерживает и закрепляет выставка в галерее искусств Зураба Церетели. «От мини до макси» - выставка одежды и аксессуаров шестидесятых годов из личных собраний историка моды Александра Васильева и коллекционера Назима Мустафаева. Мини вошли в моду в 60-е, макси не выходили из моды никогда. А между ними – действительно революционная эпоха – и полет Гагарина, и парижские студенческие бунты. В нашу страну мини пришли позже – в 1967 году Дом Моделей на Кузнецком мосту продемонстрировал несколько образцов и тут же разразился скандал. Но мода бунтарских шестидесятых уже завоевала планету. Подробности - в видеосюжете «Новостей культуры».

«Мама» мини-юбки – чудаковатая девочка из Челси Мэри Квант своим изобретением перевернула мир так же, как квантовая физика перевернула классическую систему. Воплощением женского счастья до Мэри Квант были бриллианты, машина, дом – все то, что давал статус мужа. Мэри, «освободив» ноги женщин, сделала важным другое – «невыносимую легкость бытия».

Историк моды Александр Васильев видит в противостоянии мини и макси отражение конфликта поколений: «Женщины перешли к мини, им показалось, что свобода не в чулках, а в колготах, а старшее поколение, которым эта мода не нравилась, донашивали макси. Молодежь в мини, их родители в макси».

Александр Васильев собирал свою коллекцию 35 лет. На экспозиции представленаь только часть – 80 платьев и 50 аксессуаров из 10 тысяч вещей, которые Васильев зачастую находит на распродажах в Америке и Европе. Редчайшие экземпляры – костюм от Шанель из гардероба Майи Плисецкой или платье модельера Ирины Голицыной – предположительно его могли надевать и Софи Лорен, и Элизабет Тейлор. Такие сложные макси-платья существовали в шестидесятые, но эпоха Вудстока и стремление к природной простоте вносили свои коррективы. «Это трикотажное пальто «Нина Риччи» ни разу не было продано, - рассказывает об одном из экспонатов художник-реставратор Любовь Шувикова. – Оно ни разу не было продано, оно с запаянной биркой. Это очень дорогая вышивка, здесь керамика, слоновая кость…»

Эпоха покорения космоса, полеты вокруг Земли и на Луну отразились даже на фактуре тканей. Женщина на подиуме представала обладательницей космической красоты, предположительно, неземного происхождения.

«Любили кремплен – это была новинка, - рассказывает Александр Васильев о предпочтениях модниц той эпохи. – Обожали ткань «космос» – она рельефная и напоминала поверхность Луны, любили тафту, атлас, формы, которые делали женщину графичной, скульптуральной».
Это было время геометрического кроя, напоминающего архитектурную конструкцию. Еще одно пристрастие той эпохи – геометрические узоры на тканях. В это время в моду пришли архитекторы Пако Рабан и Андре Куреж, их архитектурный опыт пришелся очень кстати.

В советском союзе моду 60-х транслировали звезды эстрады и те, кто мог выезжать за рубеж – актеры, музыканты и моряки. В своего рода модный журнал превратился и «Кабачок тринадцать стульев»: специфика моды 60-х в нашей стране – увлеченность всем польским, от польских фотожурналов до тех самых мини, изменивших весь мир навсегда.