13.11.2010 | 15:35

Во Франции знакомятся с "Ситцевой Россией"

Франция восхищается русским ситцем. В эти дни в Мюлузе проходит выставка «Ситцевая Россия». Представлена вся палитра цветов и сюжетов одной из некогда самых популярных российских, а затем и советских тканей. Именно ситцем была полна коробушка в знаменитом некрасовском стихотворении. Именно с сереньким ситцем сравнивает Есенин северные небеса. Символично, что выставка проходит в Мюлузе, ведь этот город много лет был европейским центром текстильной промышленности. Французы получили возможность любоваться богатством и красотой русских узоров вплоть до следующей весны. Рассказывают «Новости культуры».

 

Если и есть во Франции свое Иваново, то оно - в городе Мюлуз в провинции Эльзац, у самой германской границы. Когда-то крупный европейский центр текстильной промышленности, он хранит в музее самое большое в мире собрание набивных тканей - три миллиона экземпляров. К ним - хоть и на время - прибавились еще 120. Выставку «Ситцевая Россия» открывали под звуки исконно французского, а заодно и русского народного музыкального инструмента.

Набивными ситцы называются, потому что рисунок на них набивают при помощи специальных печатных форм. В царские времена сюжеты набивали вручную: подвиг Сусанина, подвиг Суворова, подвиг, по всей видимости, генерал-адъютанта Куропаткина. Машинная печать появилась уже в другой стране c другими сюжетами. На революционных наволочках, платках и сарафанах возделывают поля тракторы, бороздят небо аэропланы, маршируют матросы и красноармейцы, трудятся хлопкоробы - поэзия Маяковского, воплощенная в ткани. Романтика молодой революции.

«Здесь торжествующие пролетарии с красным знаменем, и одновременно художником отражены гербы царские - двуглавый орел», - рассказывает Борис Мессерер.

Театральный художник Борис Мессерер придумал оформление выставки. Полтора километра ситца для задников разыскали в закромах ивановских мануфактур: они там лежали полвека, проигрывая в спросе постельному белью с изображением Микки Мауса.

«Надо поднимать снова возрождение ситца в России, потому что этот материал пользуется огромным спросом у народа, и искажение его художественного образа - это неправильно, с этим надо как-то бороться и способствовать тому, чтобы ситец продолжал цвести, потому что все равно будут покупать его женщины: и в деревне, и где угодно», - уверен Борис Мессерер.

«Все знают на Западе про агитационный фарфор, никто не знает про агитационную ткань», - рассказывает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова.
Правда, следующему поколению агитаторов не все работы предшественников пришлись по душе: изображения Троцкого вырезали даже из ситцевых платков. На одном только каким-то чудом забыли. В том, что эти экспонаты должны висеть здесь, а не в Париже, никто не сомневается, ведь Мюлуз когда-то считался центром текстильной промышленности Франции.