16.02.2017 | 10:40

Редчайшая коллекция ракушечных панно и скульптуры представлена в музее-усадьбе "Кусково"

В столичном музее-усадьбе «Кусково» открылась выставка под названием «Гротемо. Ракушечная скульптура и панно XIX века». Представлена единственная в России коллекция редчайших произведений декоративного искусства из собрания графа Петра Шереметева. Выполненные в Германии ракушечные скульптуры были приобретены для паркового павильона «Грот». Оценить коллекцию вне исторического интерьера смогла и наш корреспондент Анастасия Егорова.  

Самое экзотичное из архитектурных сооружений "Кусково" сегодня – единственный в России грот, ему два с половиной века. Центральный зал расписан под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, а вот северный и южные залы – в холодных и теплых тонах. Их стены богато декорированы гипсовой лепниной, кусочками стекла, зеркал и обязательно раковинами.

Редкая в России техника украшение стен морскими сокровищами – раковинами и перламутром – пришла из германских княжеств. Узоры кусковского грота в XVIII веке также выкладывал немецкий мастер. Под фантазийными сводами из ракушек со дна Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов, владелец усадьбы граф Петр Шереметев спасался от жары.

«Толстые каменные стены прекрасно сохраняли прохладу, а расположение у водоема, у Итальянского пруда, тоже соответствовало назначению грота – соединение камня и воды. Наш грот – детище той эпохи рококо, барокко, которая увлекалась всем экзотическим, необычным», – рассказала заместитель директора по научной работе Музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» Людмила Сягаева.

Три зала грота всегда служили помещением для развлечений. Правда характер у них был разный. В 30-е годы прошлого столетия здесь устроили пивную, а в 2000-х парковый павильон превратился в киноплощадку. Сегодня «подводная пещера» готовится к реставрации. Её планируют начать в мае. Но существует сложность – мастеров практически нет.

«Мне было известно два человека, которые работают с этим материалом. Один из них, к сожалению, был очень пожилой и умер, остался его сын. Другие, кто может работать с ракушками в таком объеме, нам неизвестны. Но, я думаю, мы привлечем лучших специалистов», – прокомментировал директор музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века" Сергей Авдонин.

В гроте обычно живут свои обитатели – панно и скульптуры с отделкой из ракушек. Сегодня их перенесли во дворец «Кусково», и они стали экспонатами выставки «Гротемо». Сюжеты незамысловаты. Как и названия: «Французский мужик держит петуха», или «Мужик смотрит на раковину и рассуждает». Скульптуры и панно выбирал лично граф Пётр Шереметев.

«Петр Борисович был в тренде того времени. Среди особ его круга, среди царствующих особ, влиятельных, очень богатых людей подобные украшения были популярны. В создании фигур использовалось несколько сортов морских раковин – более шести. Шесть мы представили здесь, но на самом деле, если присмотреться, можно найти гораздо больше сортов раковин», – отметила куратор Екатерина Орлова.

Произведения создавали не только из раковин, но и из полудрагоценных камней и кораллов, а основой для скульптур служили дерево и толстые слои мастики. Пока ракушечные персонажи будут жить во дворце. Домой вернуться к 2019 году – к завершению реставрации грота. И на привычном месте отпразднуют 100-летие музея-усадьбы «Кусково».  

Новости культуры