24.10.2012 | 16:27

Образцы немецкой архитектуры в проекте "Баухаус в Москве"

В рамках Года Германии в России столичная галерея «Вхутемас» представляет проект «Баухаус в Москве». Баухаус – это, напомним, высшая школа строительства и художественного проектирования, легендарное учебное заведение, которое определило развитие архитектуры и дизайна XX века не в одной только Германии. Вальтер Гропиус, первый директор этой «лаборатории модернизма», говорил: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешёвым и красивым». У функционалистов и рационалистов, которые работали в «Баухаусе», много точек пересечения с конструктивистами русского авангарда. История их связей представлена на документальной выставке. Рассказывают «Новости культуры».

Типовые строения строгих геометрических форм – архитектор Вальтер Гропиус, лампа-шар - дизайнер Марьяна Брандт и, наконец, стул «Василий» из полых металлических трубок - свое произведение Марсель Бройер посвятил Кандинскому. Всё это -иконы дизайна XX века. Сделано в «Баухаус» и было известно московским архитекторам конца 20-х годов.

«Многие, кстати, думают сейчас, что «Баухаус» это английская музыкальная группа. И вот на этой выставке можно понять, что такое Баухаус, сравнить тогда и сейчас», - считает сотрудник музея МАРХИ Анна Ильичева.

В целях ликвидации общей безграмотности Анна Ильичева обратилась за помощью в Гёте–институт и Музей Баухаус в немецком городе Дессау, чтобы организовать выставку, из которой бы следовало, что с Баухаусом мы знакомы давно.

«Мы привезли из Дессау на эту выставку немало документов, но теперь – когда я вижу их рядом с документами из российских архивов – просто поражен: – роскошный материал для исследования!» - уверен руководитель Музея «Баухауз» в Дессау Вольфганг Тёнер.

В 27 году – по тому же адресу, где сегодня расположена галерея «Вхутемас», прошла «Первая выставка современной архитектуры». Стенд Баухаус на ней был не только самым зрелищным, но чуть ли не единственным зарубежным. Гостей начали приглашать всего за две недели до открытия. И у многих из них были основания не сотрудничать с советской стороной.

«Архитекторы «Ринга» не могут прислать свои работы, потому что в прошлый раз многие не вернулись, а те, что вернулись, были в таком ужасном состоянии, что не переживут дороги еще раз», – отмечает куратор Татьяна Эфрусси.

Работы архитекторов «Ринга» были испорчены и потеряны на предыдущей, но тоже «Первой» - «Германской художественной выставке» 24 года. Жаловалось на ее организаторов и архитектурное бюро «Гропиус». Отношения советской стороны и архитекторов Баухаус были полны ошибок, непонимания, и самой противоречивой любви. Второй директор этого учебного заведения– Ганнес Майер, уволенный из Баухаус за марксизм, поехал за новой жизнью в Москву. Был оформлен в МАРХИ. В его личном деле имя было написано с ошибочкой. Ни преподавать не дали, ни строить. В этом документе перечисляет причины отъезда из СССР. Еще хорошо, что уехать успел. Шёл 34 год. Лу Шепер из мастерской настенной живописи «Баухаус» сотрудничал с трестом «Малярстрой». Предложил цветовые решения для «Дома Наркомфина» и дома на улице Хавской. Красиво, но ведь никто не прислушался. Госпожа Штельцель с ткацкого отделений «Баухаус» в московской стажировке рассчитывала на любовь, и тоже ничего. Однако вошло в историю. И вот на новом ее витке снова приезжают из Дессау в МАРХИ коллеги, из Баухаус - во «Вхутемас». Читают лекцию, проводят мастер-класс, открывают выставку в рамках Года «Германии в России».

 Читайте также:

Иконы дизайна ХХ века на выставке в галерее «ВХУТЕМАС»

Все материалы темы "Год Германии в России">>>