15.11.2010 | 15:37

Работы 17 дизайнеров - в проекте "DYSFASНIONAL"

Вопрос о том, что отличает дизайнера от художника, пожалуй, впору признать риторическим. Хотя у самих дизайнеров есть шутливый ответ – «наличие обязательств перед потребителем». Свое исследование проблемы провели создатели экспериментального проекта «DYSFASНIONAL». Он посвящен моде, но в нем нет одежды. Семнадцать концептуальных дизайнеров представляют свои работы в разных жанрах современного искусства. Выставка уже побывала в Люксембурге, Лозанне, Париже и Берлине, а в Москве разместилась в Центре современной культуры «Гараж». Рассказывают «Новости культуры».

 

Мартин Маржелла, Антонио Маррас и Хусейн Шалаян - эти имена привычнее видеть на одежных этикетках, чем на музейных. Но кураторы Марчетти и Кинз убедили модельеров переметнуться от платьев и туфель к объектам и инсталляциям. Дизайнеров выбирали не столько коммерчески успешных, сколько концептуально-мыслящих.

«У каждого из этих дизайнеров есть художественный бэкграунд, либо академическое образование, либо постоянное сотрудничество с разными институциями современного искусства», - объясняет координатор выставки Оксана Бондаренко.

Хусейн Шалаян в 2005 году оформлял павильон Турции на Венецианской биеннале современного искусства, Гаспару Юркевичу Центр Помпиду в 2009 году заказал постановку музыкального спектакля. Эти модельеры были готовы к приглашению взглянуть на моду со стороны.

«Мода – это не только сфера производства и потребления, это еще и поле экспериментов, способ коммуникации и бесконечная игра образами и социальными знаками», - говорит куратор выставки Эммануэль Кинз .

«Мы назвали выставку «Dysfashional», потому что хотели обыграть нефункциональность моды. В области моды много всего, что не связано с одеждой:графика – способ дизайнера набрасывать свои идеи на бумаге, сценография и звуковое сопровождение показов», - рассказывает куратор выставки Лука Марчетти.

В Люксембурге, Лозанне, Париже и Берлине, в каждом из городов, где выставлялся этот проект, он обрастал работами местных художников. Москва – не исключение.

Графика Сергея Огурцова, объекты Анны Желудь и Дмитрия Теселкина вписаны в «выгородку», воспроизводящую интерьеры разных статусных лиц, вроде директора музея современного искусства в Монако. Нашлось место и работам русских дизайнеров. Дуэт Нина Донис свой фирменный узор нанесли не на ткань, а на архитектурную форму, Давид Кома в соавторстве со скульптором Дмитрием Жуковым придумал платье из гвоздей. Что это: прикладные работы модельера, дизайн или искусство? Выставка скорее задает вопрос, чем дает на него ответ. И все то время, пока в холле центра современной культуры «Гараж» красуются эти вещи, в лекционном зале искусствоведы будут рассуждать на темы вроде «Мода и сюрреализм».