16.11.2010 | 10:07

Печать. 16 ноября 2010

Хроника необъявленного ухода – как откликнулись российские газеты начала прошлого века на кончину Льва Толстого? Уникальные архивные репортажи ищите в сегодняшней печати. Дайджест этих и других ее тем - у «Новостей культуры».


 

***
В эти дни исполняется сто лет со дня смерти Льва Толстого. Как утверждают журналисты "Огонька",  для них это почти личное событие. Журнал, которому в декабре исполняется 111 лет, был современником писателя и вел репортажи не только с его похорон, но и немало писал о нем - живом. В ноябре 1910 года «Огонек» посвятил два номера смерти Льва Толстого и прощанию с ним. Еженедельник публикует репортажи журналистов, к сожалению, оставшихся неизвестными: сто лет назад репортажи не подписывали. Первая статья называется «Толстой умер…» и погружает читателей в хронику последних дней гения – от его исхода из Ясной до кончины на станции Астапово. Вторая публикация – «Погребение Льва Толстого» - почти документальное повествование о последнем пути писателя, уже оплакиваемого тысячами своих почитателей.

***

«Известия» продолжают знакомить читателей с претендентами на главную литературную премию страны - «Большая книга». Сегодня газета представляет Романа Сенчина, автора романа «Елтышевы». Реальность, описанная в книге, мрачна и безнадежна - герои умирают насильственной смертью, и никто никого не любит. В интервью обозревателю «Известий» Наталии Осс Роман Сенчин признался, что даже приукрасил реальность. «Любая литература, - считает писатель, - в основном повествует о проблемах, о боли, о трагедии. В нашей литературе в последнее десятилетие укрепилось понятие "позитив". Но удачных "позитивных" произведений мы почти не видим... У нас либо потоки крови, либо сказки». Признаться, такая категоричность даже несколько обескураживает. Хотя…судить о правоте автора предстоит нам, читателям.

***

«Время новостей» обращается к теме оперной столичной сцены. Как отмечает автор публикации Юлия Бедерова, ставить новое в опере сейчас, видимо, трудно, если вообще реально. Не столько по финансовым причинам, сколько из-за очевидных затруднений с идеями и мотивациями - хоть режиссерскими, хоть репертуарными. Спектакль за спектаклем получаются амбициозными и одновременно не вполне убедительными. Рассмотрев опыт театра Станиславского и Немировича-Данченко, Большого и Камерного музыкального, Юлия Бедерова констатирует: «в отсутствие мотиваций для адекватных новых спектаклей, оперные театры могут, как минимум, предоставлять место, а в идеале - создавать ситуацию для возникновения или приюта живых музыкальных процессов и параллельно искать резоны и возможности удачно ставить». Нам же остается ждать ярких премьер.