14.02.2017 | 15:30

К юбилею Веры Алентовой

21 февраля известная актриса театра и кино, народная артистка России Вера Алентова отмечает юбилей. 25 февраля в эфире телеканала "Россия К" – премьера программы "Линия жизни" (18:45) и художественный фильм "Время желаний" (19:35).

Миллионы зрителей знают и любят Веру Алентову по ее ярким киноролям – Катерины Тихомировой в удостоенном "Оскара" шедевре Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", роли Светланы Васильевны в картине Юлия Райзмана "Время желаний" (25 февраля, 19:35; 26 февраля, 10:35), завуча Валендры из фильма Юрия Кары "Завтра была война", Сони в "Зависти богов" Владимира Меньшова. Но сама актриса своим главным призванием считает театр. В программе "Линия жизни" (25 февраля, 18:45) она расскажет зрителям о студенчестве, о работе в театре, о новых спектаклях, знаменитых актерах и режиссерах, с которыми ей довелось работать, а также о семейной преемственности.

Вера Алентова считает, что ее поколению повезло, потому что они взрослели в период оттепели. "Мы жадно впитывали в себя все новое. Только что открылся "Современник", в Театр на Таганке пришел Юрий Петрович Любимов, было модно читать иностранную литературу, технические журналы, – вспоминает актриса годы учебы в Школе-студии МХАТ. – Нас учили иметь свое мнение, желательно неординарное, высказывать его, воспитывали в нас личностей. Мы все были настроены на то, что нас ждут, были уверены, что мы необходимы. Это было великое время, и я ему очень благодарна".

Ее становление как актрисы произошло в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, где она верно служит с момента окончания учебы по сей день. За долгие годы она успела поработать с разными режиссерами, дважды ей хотелось уйти из театра, но она вовремя поняла, что для нее важнее, и осталась. В отдельный период можно выделить 9 лет, когда художественным руководителем и главным режиссером был Роман Козак, при котором театр после частой смены режиссеров, наконец, обрел своего зрителя. С большой симпатией она вспоминает Романа Ефимовича, его талант открывать актера с новой стороны, с которой его еще никто не знал. Например, после роли Кормилицы в "Федре" он доверил Алентовой роль проводницы Зинаиды из Малороссии в спектакле "Наваждение", главные роли в спектаклях "Девичник club", "Бешеные деньги". Интересным опытом в ее актерской карьере стала роль Винни в спектакле режиссера Михаила Бычкова "Счастливые дни" по пьесе Самюэля Беккета. Этот спектакль, который был поиском новых форм, отчаянным театральным экспериментом, в разных странах публика воспринимала по-разному. "Западный зритель довольно легко принял театр абсурда, потому что он благодарен актерам уже за то, что они предъявляют ему акт искусства, – рассуждает Вера Алентова. – Наш же зритель совершенно другой: он должен все понимать и принимать в этом непосредственное эмоциональное участие. Если он не принимает то, что происходит на сцене, то он сначала откидывается в кресле, а потом встает и уходит. Как заинтересовать отечественного зрителя, стало для нас интересной задачей". И театру это удалось: "Счастливые дни" продержались 8 сезонов, а 8 лет для абсурдистского спектакля – довольно много. Актриса рассказывает и о совместных "семейных" работах, одной из которых стала роль в антрепризном спектакле "Пизанская башня" по пьесе Надежды Птушкиной, где она играла вместе с мужем – Владимиром Меньшовым. С этим спектаклем они объездили всю страну. После такого успешного тандема дирекция Театра им. А.С. Пушкина предложила им обоим играть в спектакле "Любовь. Письма", режиссером которого стала их дочь Юлия Меньшова. Вера Валентиновна рассказывает, как было тяжело работать всей семьей, потому что Меньшов поначалу не доверял дочери-режиссеру. Но результат говорит сам за себя – спектакль держится в репертуаре театра уже 5 лет.

Вера Алентова считает, что сыграла не так много ролей, как некоторые другие актеры, – "всего" 53, но зато все свои роли она называет любимыми. В их числе – роль Джудит Блисс в последнем на данный момент своем спектакле "Апельсины & лимоны", в котором творческие люди сталкиваются с обычными людьми, и основной смысл состоит в том, чтобы показать зрителю разницу между ними. А для того, чтобы зритель поверил, актер должен быть наивен и сам свято верить в то, что делает. "На спектакле зритель должен обязательно все слышать, понимать и верить актеру. В этом и состоит актерская вежливость, – не устает повторять актриса своим студентам в актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе, которой она руководит совместно с Владимиром Меньшовым. – Потому что как только зритель перестает верить, он начинает терять интерес к спектаклю, а этого нельзя допустить".

Пресс-служба телеканала "Россия К"