16.11.2010 | 11:09

В Петербурге начала работу "Открытая сцена"

В Петербурге начала работу «Открытая сцена». Такое название получила экспериментальная площадка для городских театров-студий, не имеющих собственного дома. Помещение для репетиций и спектаклей получили «Небольшой драматический театр» Льва Эренбурга, Театр поколений Данилы Корогодского, «Мастерская Григория Козлова» и молодежная режиссерская лаборатория «ON.ТЕАТР». Это далеко не полный список театральных коллективов северной столицы, именующих себя «авангардными». Но что такое «авангардный театр»? Существует ли он сегодня? И в чем сами «авангардисты» видят цель своих поисков? Исследование провели «Новости культуры».

 

Быть суперавангардными и непохожими на других - задача большинства молодых коллективов. Самый простой способ - отказаться от привычного инструментария театра, например, слов. И не превратиться в классическую пантомиму. Яркий пример пластического театра - «Люди дождя».

«Выточить себя до состояния исповеди, потому что пластический танец сродни исповеди - от человека к человеку», - рассказывает руководитель театра «Люди дождя» Светлана Курбатова.

Четыре года они ищут свой путь, на сцене тщательно подготовленная импровизация. Красивые кувырки, таинственный свет и музыка - так построен их диалог со зрителем.

Театральные крохи, три года на сцене. Коллектив «Lusores» называет себя актерской бандой. Эксперимент на эксперименте. От Хармса к средневековым стихам и обратно. Дебютировали по-хулигански, назвав премьеру «Самый плохой спектакль в городе». Смешали на сцене все штампы от авангарда: бегали голышом, бранились и посмеивались над собой, над стереотипами и массовой культурой.

«Мы сразу рисковали, когда выходишь и делаешь трэш - всегда есть риск, что в тебя полетит что-нибудь. Вот подрались как-то в зале зрители - в спорах о спектакле», - признается руководитель театр «Lusores» Александр Савчук.

Если можно быть классиками в авангарде - то это про них - про «АХЕ». Двадцать с лишним лет трое художников рисуют на сцене шарады. В их инженерном театре из предметов строится фантастические вселенные.

«Насколько мы авангардные? Это уже задача теоретиков и критиков поставить нас на какую-то полку. Мы художники, и занимаемся творчеством. И если авангард, то да – авангард», - считает актер Русского Инженерного театра«АХЕ» Павел Семченко .

Доказав, что авангард может приносить деньги и, завоевав полмира в родном Петербурге, - они вновь остались без крыши над головой. Для одной сцены они оказались слишком авангардными и пожароопасными, для другой - чересчур классическими.

«Особняк» - одна из немногих площадок в городе, где могут высказаться «не такие» театры, предъявляет свои жесткие требования. Можно на голове ходить и ругаться, но изволь предложить зрителям свою глубокую идею.

«Если эта идея существует, не сводится к тому, что театр это некое зрелище, на которое приходят посмотреть люди, а потом уходят. Если это театр, который возвращает человека к разговору с собой, не к разговору с кем-то, а к разговору с самим собой», - объясняет руководитель театра «Особняк» Алексей Слюсарчук.

Слово «авангард» способно напугать большинство режиссеров и рассмешить критиков. Как можно называть передовым то, что существует больше столетия?!

«Авангард - то, что идет впереди того, что ты ожидаешь, а что люди побреются наголо, изваляются в грязи и будут по полу кататься - я этого жду каждую минуту, они это и делают, и мне это абсолютно не интересно», - уверяет главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.

«Самое интересное, чтобы люди задумались, чтобы у человека рождались какие-то мысли, чтобы это был живой театр», - говорит режиссер, заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов.

Парадокс. Но мало кто ждет сейчас от молодых коллективов настоящего психологического театра. Эволюция идет по кругу. И снова - не модно - нет, интересно наблюдать «умное искусство». Тем более, что его очень трудно найти. Поэтому сегодня критики называют авангардом и делают ставки на театр-мастерскую Григория Козлова. Поразивший театралов своим очень искренним Достоевским и Вампиловым. Вчерашние студенты Козлова скоро получат собственную площадку на Народной улице, сегодняшние - делают на сцене первые шаги.

Можно стараться бежать, обгоняя время. Пытаться быть все время в авангарде искусства. Но так же, как у студентов, это упражнение называется «Зачин», так и авангардные театры находятся в самом начале пути. Главное, чтобы в конце они нашли что-то ценное, что смогут передать зрителям.