16.08.2012 | 10:43

В Выборге продолжается киносмотр "Окно в Европу"

Продолжается юбилейный, 20-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Ветер киноудачи должен надуть парус «Золотой ладьи». Этот приз вручается по итогам «Выборгского счета» – голосования зрителей, участников-кинематографистов и журналистов. На суд жюри и зрителей свои работы представляют как маститые режиссеры, так и дебютанты. Ведь только так, по мнению организаторов можно составить прогнозы: каким оно будет – кино будущего. Рассказывают «Новости культуры».

Город, который в эти дни смотрит кино, и сам в кино – появлялся не раз. На часовую башню взбирался герой в Земле Санникова, узкие улочки выдавали за европейские, как петербургскую – эту площадь в «Женитьбе» снимал режиссер Виталий Мельников. Классика советского кино Выборг вообще встречает особо, многие у него когда-то играли в массовке, теперь поклонники на показе «Поклонницы», не по Чехову, а про Чехова.

«После просмотра не видел ни одного живого чеховеда, – говорит режиссер. – Может быть, все в обмороке, а, может быть, все в протесте».

О грустной, может, невозможной, а, может, тайной любви. О предложении, которого она будет ждать всю жизнь, о жизни, которую предложит ему сама. О том, что он так и не сделает – она замужем, с детьми, он – холостой, но уже понимающий – тяжело болен. О своих отношениях с Чеховым Лидия Авилова много позже напишет в мемуарах, кто-то скажет они ненадежные, будут спорить, была ли эта любовь? В «Поклоннице» Виталий Мельников дает свой ответ.

«Это был такой нравственный подвиг, – считает Виталий Мыльников. – Он умел как-то сдерживать все это в рамках, чтобы не разрушать это чувство которое они так ценили, и в то же время он понимал каковы последствия, если сделать еще один непоправимый шаг».

Впервые на фестивале и первое в жизни интервью. Недавний выпускник ВГИКа Тимур Шин признается – здесь, в Выборге показывает фильм, который вряд ли когда-то еще снимет.

«Как говорил мой мастер Ахадов, диплом – это единственная работа у режиссера, где он может сделать все, как хочет, – говорит Тимур Шин. – В дальнейшем, наверное, такого не предвидится».

«Пять ложек эликсира» Стругацких у Шина стали фильмом «Шесть». Об истории вечной, о том, нужна ли человеку вечность – и что в них, всего-то в двух каплях мафусалина. Когда герой Гаркалина попросит их у героя Тютина, жить или не жить станет уже не просто вопросом – искушением.

«До сих пор этот вопрос меня волнует, – признается Александр Тютин. – У меня нет ответа окончательно, но эта тема меня интересует давно. Все мы хотим прожить подольше, а в то же время вечная жизнь – это наказание».

За фильмы здесь голосует не только жюри, но и зрители. Каждый перед сеансом получает анкету, оценивают по 10-балльной шкале. И это одна из интриг – как «Шопинг тур» Михаила Брашинского примет город, от которого до Финляндии ближе, чем до Санкт-Петербурга.

«Дело в том, что существует один день в году, когда каждый финн должен съесть иностранца, – говорит Михаил Брашинский. – Знайте, помните об этом. Вот наши герои попадают в Финляндию именно в этот день».

Русские туристы и финские людоеды, во что превратится этот тур, который должен был быть подарком, снятый на другой подарок – мобильный телефон. Брашинского здесь ждали все – и журналисты и кинематографисты – бывший коллега одних, нынешний – других, свой второй полный метр когда-то кинокритик снял через девять лет.

Выборг, который показал уже больше половины конкурсных фильмов, начинает поглядывать в сторону замка. Единственный, полностью сохранившийся памятник средневекового западноевропейского военного зодчества, символ города, куда в этом году после перерыва возвращается торжественная церемония награждения. Но фестиваль, хоть и прогнозирует, что будут смотреть завтра, прогноз заплыва за золотой ладьей, главной наградой, все же, не дает. На последние дни «Окно в Европу» оставил самые ожидаемые и в чем-то даже скандальные фильмы.

Все материалы темы>>>