17.11.2010 | 10:10

В экспозиции - студенческие работы учеников Татлина и Родченко

В столичной галерее ВХУТЕМАС открывается выставка «Живое наследие», на которой будут представлены студенческие работы учеников Татлина и Родченко. Экспозиция – часть программы фестиваля под названием «Пространство ВХУТЕМАС – 2010». Организатор форума - Московский архитектурный институт. Таким вполне художественным образом здесь отмечают девяностолетие со дня основания Высших художественно-технических мастерских. Рассказывают «Новости культуры».

Чем непонятнее аббревиатура, тем выше статус советского заведения – усвоив эту аксиому, большевики основали ВХУТЕМАС в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Высшие художественно-технические мастерские стали «Школой советского авангарда». Даже Остап Бендер, чтобы попасть на палубу парохода «Скрябин», представился выпускником ВХУТЕМАСа.

«ВХУТЕМАС учил самому трудному: он учил новаторству. Он учил тому, как средствами искусства, прежде всего, визуального, можно звать людей в будущее»,- рассказывает президент МАРХИ, президент РААСН Александр Кудрявцев.

Интересно, что примерно в те же годы людей звали в будущее и в Германии. В 1919-м в Веймаре открылся университет Баухауз - Высшая школа архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства. Оба легендарных вуза сегодня стоят вровень по степени вклада в мировую культуру. А в МАРХИ специально для фестиваля решили вернуть нынешних студентов в прошлое и предложили сделать скульптуры, проекты зданий и плакаты в духе конструктивизма.

«Это были новые концепции, новые формы, новые слова, и вот – новый лозунг «Не к новому, не к старому, а к нужному!»», - говорит студентка МАРХИ Елена Трубина.

Это лозунг Владимира Татлина. Но он сознательно слукавил – в мастерских стремились именно к новому. Новым был и принцип обучения: первые два года скульпторы, архитекторы, графики и прочие учились вместе, потом расходились по факультетам. Результаты обучения можно увидеть на выставке в Галерее ВХУТЕМАС. Экспонаты для нее в МАРХИ собирали почти 20 лет. Выставить такое количество работ удалось впервые.

«Мы собирали любые материалы, эскизы. Нам важен был не мастер, а учебный процесс. И благодаря многочисленным эскизам, документам и так далее, мы теперь можем видеть в комплексе практически весь учебный процесс», - уверяет директор музея МАРХИ, куратор выставки «ВХУТЕМАС. Живое наследие» Лариса Ивановна Иванова-Веэн.

Узнать студентов ВХУТЕМАСа в лицо можно на выставке в музее Строгановки. Здесь все из архива, подаренного месяц назад дочерью Захара Николаевича Быкова - студента училища, а впоследствии ректора Строгановки, оформителя станций метро «Аэропорт» и «Семеновская».

«Главный принцип Вхутемаса – находить красивое в простом и выявлять лаконичность формы», – объясняет директор музея МГХПА им. С.Г. Строганова Марина Зиновеева.

Походный чайник, спроектированный Быковым, – пример конструктивного подхода к делу. «В котелок вставляем чайник, ложечка превращается в крышку. Получается дорожный сундучок», - показывает Марина Зиновеева. Эти формы стали первоосновой того, что называют «современным дизайном». И об этом будут говорить на конференции в рамках фестиваля.

«Было ядро ВХУТЕМАС, потом взрыв, и эти протуберанцы на самом деле живы до сих пор», - считает президент МАРХИ, президент РААСН Александр Кудрявцев.

Главное наследие ВХУТЕМАСа – это несколько вузов, которые сформировались после его распада в тридцатом году. Это МАРХИ и Строгановка, Текстильный и Полиграфический. И каждый «наследник» верен тем же принципам преподавания девяностолетней «выдержки».