17.11.2010 | 15:42

"Шальная мода": двухсотлетняя история павлово-посадского платка

От крестьянской светелки до конкурентоспособной фабрики. От малой серебряной медали на Московской выставке русских мануфактурных произведений, до Большой золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Истории Паловопосадской платочной мануфактуры посвящена экспозиция шалей и платков «Шальная мода». Она проходит в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов России. Доминантой экспозиции стало историческое панно, созданное к восьмисотлетию Москвы. Рассказывают «Новости культуры».

 

По панно, представленному в экспозиции, как по учебнику можно изучать историю Москвы со дня основания до 1947 года, когда, собственно, и было вручную создано это полотно. На медальонах и Москва времен Ивана Грозного, и Бородинская битва, и революция 17-года. Панно в единственном экземпляре. Как и другие экспонаты выставки – самые ранние шали и платки из шерсти датируются XIX веком.

«С великим трудом мы уговорили показать эти платки, ну, не вывозят сейчас платки, истлевает это все», - рассказывает куратор выставки Ирина Соловьева. На полотне, которое называется плат, житие праведника Василия Павловопосадского. «Мы работали в Третьяковской галерее, смотрели иконы», - рассказывает заслуженный художник России Виктор Зубрицкий. У каждого платка - свое имя. Художница Валерия Фадеева свой назвала «Цветы под снегом». Здесь розы, лилии и цветки картофеля. «Никто никогда не смотрел, как цветет картошка, она очень интересная, у них маленькие хитрые носики», - рассказывает художник Валерия Фадеева.

Мастер-класс по обвязке платков – бахрому до сих пор делают вручную. На один платок у мастерицы уходит два часа. «До сих пор так вяжут, берут платки дети, мамы – это семейная традиция», - говорит мастер обвязки Лариса Павлова.

До того, как шали и платки стали неотъемлемым элементом крестьянского и купеческого костюмов, они были модным аксессуаром благородных дам. В начале XIX века этот предмет женской одежды был настолько популярен, что придумали даже танец с шалью. Где дамы могли продемонстрировать не только прекрасную осанку, но и показать, что они выпускницы института благородных девиц.

За красиво исполненный танец с шалью даже давали похвальные грамоты. Платки декорировали турецким узором, позже в моду вошли цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство. Многие рисунки на шалях и сегодня набивают вручную.