17.11.2010 | 16:30

Выставка работ книжного графика Виталия Горяева

Десятки тысяч рисунков, набросков, зарисовок с натуры сделал за свою жизнь Виталий Горяев – один из самых известных советских книжных графиков. Он иллюстрировал Пушкина и Гоголя, Достоевского и Голсуорси, Марка Твена и Юрия Олешу. Одной линией мог создать образы Чичикова и князя Мышкина, Тома Сойера и героев детских стихов Маршака. В залах Российской Академии художеств открылась выставка работ Виталия Горяева, приуроченная к столетию со дня рождения мастера. Рассказывают «Новости культуры».

До завтрака он иллюстрировал стихи Агнии Барто. В час по рисунку. Это то, что получалось легко. Но настоящее искусство начиналось после обеда. Когда очередной раз зачитывался Гоголем и Достоевским. «Он говорил: "Агния Барто выкормила у меня Гоголя и Достоевского". Потому что тут все быстро. А там годами работа шла», - рассказывает сын художника, народный художник России Сергей Горяев.

Сын Сергей лепил из пластилина те же мизансцены, что иллюстрировал отец. Вообще, семья и работа для Виталия Горяева всегда были неразрывны. С сыном советовался. Жену рисовал. Сейчас ей 91, но она по-прежнему чем-то похожа на Настасью Филипповну Достоевского. «Я была избалована его вниманием. Мы прожили 42 года», - говорит вдова художника Таисия Лобач-Жученко.

Десятки тысяч рисунков - на иллюстрации к книгам ушло 30 лет жизни. Ему покорялись Марк Твен, Драйзер, Голсуорси. Все произведения, которые так любил он сам и его родные – художник старался проиллюстрировать. «Три толстяка» Олеши особенно нравились сыну. Иллюстрации к книге позднее полностью воспроизвели в известном фильме.

«Тогда, чтобы быть известным графиком, надо было быть ярчайшей личностью, иметь собственный творческий почерк, быть сильным человеком, потому что талантливых графиков у нас было не десятки, а сотни», - вспоминает искусствовед Наталья Аникина.

Секрет успеха Виталия Горяева в том, что он находился в постоянном развитии. Рисунки пятидесятых кардинально отличаются от рисунков шестидесятых. Появилось больше экспрессии и контраста. Он шел, как говорили тогда, - в ногу со временем. И по-прежнему остается актуальным.