18.11.2010 | 11:15

"Совершенство звука и формы" - выставка в Музее имени Глинки

«Совершенство звука и формы» - так называется выставка, которая открывается в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Экспозиция включает в себя 19 образцовых творений величайших скрипичных мастеров. Инструменты Страдивари, Амати, Гварнери и других мастеров кремонской и брешианской школ являются частью Государственной коллекции уникальных инструментов из фонда музея. Эти шедевры впервые выставляются все вместе. Рассказывают «Новости культуры».

 

Каждая витрина опечатана. И под сигнализацией. То, как в музей эти инструменты привозили, – вообще отдельная история.

«В этот день музей не работал – он был закрыт на несколько часов – на тот момент, когда приехали инструменты и пока мы их принимали», - рассказывает директор Государственного центрального музея музыкальной культуры им М.И. Глинки Михаил Брызгалов. «Были и автоматчики, и бронированный автомобиль», - говорит художник-реставратор Государственного центрального музея музыкальной культуры им М.И. Глинки Михаил Азоян.

19 инструментов из госколлекции – впервые в одной экспозиции. Музейный принцип «руками не трогать» на этой выставке действует даже строже, чем обычно. Но для нас сделали исключение. Правда, заранее попросили надеть специальные перчатки. С виду обычная скрипка – на самом деле уникальна. Она была сделана в XVII веке легендарным мастером Антонио Страдивари. Он, тогда, наверное, даже не догадывался о том, сколько она будет стоить в XXI веке.

И хотя про эти экспонаты говорят – они бесценны, цифры все же существуют. И впечатляющие. «Цены сейчас постоянно растут на эти инструменты, и уже цены в 2-3 миллиона долларов никого не удивляют. Отдельные экземпляры уже продаются за десятки миллионов», - отмечает мастер-реставратор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации Василий Вяткин.

Рыночная стоимость, к примеру, альта, представленного здесь - порядка двадцати миллионов долларов. Сделанный Страдивари в 1715 году, до нас он дошел практически в первозданном виде. В экспозиции всего два альта. Второй –XVI века работы Гаспаро да Сало. Специальный орнамент на деке, окаймляющий ее двойной ус, – характерные особенности брешианской школы. Сегодня она, правда, не так знаменита, как кремонская.

«Все дело в грунте - итальянский грунт того периода. Перед тем, как скрипку покрывать лаком, надо ее загрунтовать. Когда-то квартет Страдивари утонул вместе с Титаником. И когда их выловили, скрипки в футлярах все были расклеены, но вот этот грунт предохранил их от воды, и когда их склеили и привели в порядок, звук не пострадал», - объясняет художник-реставратор Государственного центрального музея музыкальной культуры им М.И. Глинки Амиран Оганезов.

У каждого инструмента – уникальная судьба. «Один из инструментов был найден в Ялте в одном из заброшенных домов. Вот эта виолончель Амати. Мстислав Ростропович играл вот на этом инструменте», - показывает научный сотрудник Государственного центрального музея музыкальной культуры им М.И. Глинки Ольга Кузина.

А на другой скрипке Страдивари, представленной здесь, играли Давид Ойстрах и Леонид Коган. «Инструмент сделан молодым мастером еще. Очень старательно вырезан завиток», - уверен Михаил Азоян. Когда скрипка попала в госколлекцию, ее, как и другие, заклеймили».

Граф Муржа сейчас с улыбкой вспоминает о том, как в 16 лет не захотел за две недели до конкурса имени Паганини обменять свою, фабричную скрипку на скрипку из госколлекции. Говорит, тогда не понимал, какая между ними колоссальная разница. «При очень большой певучести инструмента, такой даже флейтовости часто, сопрановости настройки, пробивают, прорезают оркестр очень хорошо», - считает скрипач Граф Муржа.

Выставка продлится месяц. Потом инструменты продолжат концертную деятельность. Ведь живут они только, когда играют.