19.11.2010 | 19:39

Первый Всероссийский музыкальный конкурс на пути к финалу

В Москве начался заключительный тур Первого Всероссийского музыкального конкурса. Его концепция весьма необычна для артистических состязаний. Конкурс будет идти в течение четырех лет, но каждый год – по разным специальностям. Сейчас это сольное пение, фортепиано, виолончель и скрипка. Прослушивания стартовали 15 сентября. За два месяца члены жюри побывали во всех восьми федеральных округах России. В каждом провели по два тура, оценили несколько сотен конкурсантов и десять лучших по каждой специальности пригласили в Москву. Завтра третий тур начнется для виолончелистов, послезавтра  – для певцов, а уже сегодня в борьбу за путевку в финал вступили скрипачи и пианисты. Рассказывают «Новости культуры».

Студент Нижегородской консерватории Ян Гринчук в Москву приехал в среду. Практически все время перед третьим туром он занимался. Отвлекся только один раз, да и то по уважительной причине – из-за жеребьевки. Ян вытащил первый номер. Удивился, но не испугался. Говорит, первый выход на конкурсном прослушивании – испытание не для исполнителя, а для жюри.

«Жюри не познакомилось еще с участниками и не услышало уровень. И сложно, наверное, оценивать первого», – поясняет он.

Ян переживает за членов жюри, а они в свою очередь волнуются за него. Пианист Андрей Диев в составе специального жюри два месяца колесил по России. Нальчик, Якутск, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург. Судьи прослушали больше сотни пианистов, в Москву пригласили десять лучших.

«Я это назвал "жюри с доставкой на дом", потому что мы ездили по всем городам и слушали ребят, которые играли в своих, домашних условиях. Наверное, меньше волновались, потому что играли дома», – говорит Диев.

«Как раз наоборот. Для меня лично родные стены больше страх вызывают. Куда-то приедешь и начинаешь там играть более свободно», – признается участник конкурса, пианист Дмитрий Яновский.

А вот для педагога Дмитрия Ларисы Куценко градус волнения повышается, когда ее ученик играет не дома.

«Когда знаете, что ваш ученик будет играть столь авторитетному жюри, то, конечно, уровень требований и к себе, и к ученику, растет», – замечает она.

Скрипач Павел Милюков к конкурсам давно привык. К ним у него особое отношение. «Спорт. Он всем интересен», – говорит музыкант.

Председатель жюри по специальности скрипка Сергей Стадлер такую трактовку слова «конкурс» полностью поддерживает.

«Любой конкурс все равно живет по спортивным законам. Люди долго готовятся, а потом полминуты бегут», – поясняет свою позицию Сергей Стадлер. 

Впрочем, играют в третьем туре не полминуты. Сольная программа у каждого конкурсанта почти часовая. К забегу на эту длинную дистанцию готовится и студентка Санкт-Петербургской консерватории Любовь Стекольщикова.

«Дрожь бывает внутренняя, иногда на руки выходит, но я стараюсь это скрывать. Иногда получается», – делится она.

Перед выходом на сцену – несколько минут тишины. Скрипка молчит, ее хозяйка концентрируется, чтобы потом показать жюри, на что способна. И даже усталость после выступления эмоций не заглушает.

«Конечно, волновалась, переживала», – говорит Любовь Стекольщикова.

Возможно, переживать еще придется, если удастся оказаться в числе трех скрипачей-финалистов. Каждый из них сыграет в сопровождении Государственной академической симфонической капеллы России. А пока, переодевшись, можно отправиться в зрительный зал. Показав себя, посмотреть на других.

Читайте также:
Первый Всероссийский музыкальный конкурс