19.11.2010 | 23:39

Кураторы современной фотографии знают, "когда наступает сейчас"

Столичный Центр современной культуры «Гараж» представляет международную фотовыставку современных фотохудожников. Название парадоксальное – «Когда наступает сейчас». «Сейчас» – это застигнутое врасплох и вольно интерпретированное мгновение. «Сейчас» – это и то, что представляет собой само нынешнее фотоискусство. Несколько известных мировых кураторов выбрали на свой вкус самых ярких, по их мнению, представителей современной мировой фотографии и попытались объединить их работы в рамках единой концепции. Рассказывают «Новости культуры».

Пять самых известных в мире кураторов отобрали каждый по три художника из разных стран и с разными творческими принципами. Получился срез их видения современной фотографии. 

Проект немца Ханса-Петера Фельдмана выглядит традиционно, но интерес вызывает сама идея. Художник сфотографировал своих друзей и знакомых. Младшему из них – восемь месяцев, старшему – сто лет. У каждого года человеческой жизни – свое лицо.

Американец Ли Ледар заинтересовался изменчивой сущностью женщины на примере собственной бывшей жены. Своими фотовыводами он наполнил целый зал.

«Моя бывшая жена Меган рассматривается с точки зрения двух разных отношений – нынешнего мужа, тоже фотографа, видящего в их союзе безграничные возможности, и мужа бывшего, то есть меня, для которого отношения исчерпаны. В результате здесь везде диптихи: на черном фоне – взгляд из прошлого, на белом – из будущего», – поясняет автор. 

Около 400 монохромных фотографий были сделаны Петером Фишли и Дэвидом Вайсом на ярмарках и в парках развлечений. Лишенные цвета волей художников, эти фотографии создают мир совсем новый – то смешной, то мрачный, но точно далекий от разноцветной реальности. Некоторые творения, представленные на выставке, требуют от зрителя особого внимания.

В работах Марло Паскуаль обязательно присутствует какой-нибудь деструктивный элемент, на первый взгляд, мешающий нормальному восприятию. Зрителю нужно приложить дополнительные усилия, чтобы увидеть суть.

Еще один американец Гилад Ратман решил сблизить людей, поставив их в непривычную и явно неудобную ситуацию в своей видеоинсталляции «Позорный столб». А еще он фотографически исследовал страсть человека смешивать себя с грязью. 

«Поверхность качается, головы исчезают… Я назвал эту работу "Водяной". Сам персонаж называет себя чудовищем. Ему необыкновенно нравится полностью погружаться в грязь», – говорит фотохудожник.

Одиннадцать свидетелей в момент преступления на соревнованиях стрельбы по тарелочкам видели Тима Дарема. Тем не менее, он отсидел в тюрьме три с половиной года из срока в 3220 лет за изнасилования и ограбление. Фотохудожник Тарин Саймон сделала его и других несправедливо осужденных людей, героями своего проекта «Невиновные». Жертвы и свидетели идентифицировали подозреваемых по фотографии. Процедура была основана на предположении, что человек обладает безупречной визуальной памятью. Так, фотография в современном мире может сначала оклеветать человека, а потом сделать его своим героем.