20.11.2010 | 23:55

Интервью Майи Плисецкой "Новостям культуры"

Майя Плисецкая отмечает юбилей. Поздравления народной артистке СССР направили президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин. Указом главы государства прославленная балерина награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» Четвертой степени. Накануне в Большом театре Майе Михайловне посвятили показ легендарного спектакля «Лебединое озеро» - сама же прима в эти дни готовится выйти на сцену. 14 декабря в Москве состоится балетный дивертисмент «Аве Майя». Неделей раньше в Париже в ее честь звезды мирового балета дадут гала-представление в Театре на Елисейских Полях. В череде юбилейных встреч и интервью Майя Плисецкая нашла время и для съемочной группы «Новостей культуры».

Мюнхен. Тихая улица Терезиен-штрассе. Здесь много лет назад и поселились Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Две минуты ожидания двух часов разговора с балериной. Больше не получится – и так, как сказал накануне Родион Константинович, журналисты со всего мира одолели.

По Майе Михайловне и не скажешь, что ее замучила пресса. Впрочем, о ней и партнеры говорили, что даже после самых изнурительных репетиций на следующий день она приходила, как будто из санатория. А немецкий Мюнхен ее вообще успокаивает. Впрочем, главная причина жизни именно здесь – не в этом. Майя Плисецкая: «Мюнхен – из-за музыки, из-за Щедрина». Дело в том, что в столице Баварии находится самое известное нотное издательство, в котором выпускают произведения Щедрина, и агентство по авторским правам, отслеживающее исполнение его сочинений. Майя Плисецкая: «Кроме того, спокойно, тихо, зелено».

В эти дни растительности в Мюнхене прибавилось – в Литературном доме открылась выставка, посвященная Льву Толстому. Майя Плисецкая: «Смотрите, Россию устроили! Какие березки! Хотя в Германии тоже есть березки!»

Толстой – один из самых любимых писателей Плисецкой. В его «Анне Карениной» она увидела то, что не видел никто. Кроме, конечно, Щедрина, написавшего балет по роману. Майя Плисецкая: «Я относилась к Толстому, как к писателю пластики. Именно за это ощетинились люди. Решили: как можно в пластике делать Толстого в балете? Это совершенно не там. А я видела, что это совершенно там».

В том же 71-м году, как в Большом театре был поставлен этот балет, Майя Плисецкая сыграла княгиню Тверскую в фильме «Анна Каренина». Плисецкая говорит, что еще до того, как будут произнесены какие-то слова, она может сказать: талантлив человек или нет. Важна поза. «Чувство позы – оно от природы. Это видно. Не надо быть никаким специалистом», - считает она.

Сама Майя Плисецкая искусством позы наделена от природы. Ей и в хореографическое училище помог поступить красивый реверанс. И сейчас коллеги Майи Михайловны говорят, что ее поклоны продолжаются 20 минут и бывают интереснее, чем танцы молодых. Правда, танец Плисецкой еще в училище отличался открытой эмоциональностью и стихийностью.

Майя Плисецкая: «Данные для балета более важны. Есть прыжок или нет прыжка. Его не выработаешь. Есть осанка или нет. Школа, конечно, великая вещь, но это не все. Нужно иметь артистичность, талант и музыкальность. Это никто уже не даст».

Именно артистичность, талант и музыкальность помогли Майе Плисецкой поступить на работу в Большой театр, где уже танцевали Асаф и Суламифь Мессерер – ее дядя и тетя. Их дуэт особенно нравился Сталину. А вот отца Майи Михайловны в 37-м арестовали и расстреляли. Ее мать – артистку немого кино – Рахиль Мессерер с только что родившимся сыном сослали. Несмотря на это, в Большом Плисецкой – пусть и с трудом – удалось найти свой путь на сцену. Сначала она – благодаря хореографу Леониду Лавровскому – станцевала в «Раймонде». А затем – со скрипом, только на дневной показ – Плисецкую ввели в «Лебединое озеро».

Сегодня волнующий день в жизни солистки Большого театра, комсомолки Майи Плисецкой. Она впервые исполняет главную роль в «Лебедином озере». Ее Одетта и Одиллия были совершенно не похожими ни на какие другие. Потом эти изломанные линии рук копировали. Ей подражали.

Майя Плисецкая: «Ну, кому еще подражать? Я танцевала в Большом театре, и когда Хрущев взял власть, он сделал вид, что открылся железный занавес. И стали приглашать весь мир, всех президентов, царей, королей. Все приезжали в Москву. А чем хвастаться? Балетом. А балет может чем хвалиться? «Лебединым озером»».

А «Лебединое озеро» - это значит Майя Плисецкая. Она танцевала его в разных постановках 800 раз. В течение 30 лет. И могла рассказать о хореографии «Лебединого» все.

Увидеть Плисецкую в Лебедином мечтали во многих странах. А ей всегда хотелось чего-то нового. Поэтому она сама попросила Альберто Алонсо поставить «Кармен-сюиту», которую критиковали за излишний эротизм и не прикрытые ноги. Поэтому она так страстно рассказывает о работе с Морисом Бежаром, поставившем для нее пять балетов.

Майя Плисецкая: «Бежар – это было настолько новое слово, просто другое. Как будто это не балет уже, а что-то другое, еще какое-то искусство. Я не всегда запоминала сразу, я не очень была внимательная. А Бежара запоминала сразу. Я сама поражалась». Именно Бежар поставил для Майи Плисецкой номер «Аве Майя», премьера которого состоялась на 80-летний юбилей балерины.

Про Майю Плисецкую говорили, что она всегда была и остается модницей. Себя она такой не считает. Говорит, что следовать моде – не в ее правилах. А быть стильной ее научил Пьер Карден, который, кстати, сделал костюмы для нескольких ее спектаклей. В свою очередь, Майя Михайловна демонстрировала костюмы модельера. Впрочем, подиум и Плисецкая – сочетание не такое уж и неожиданное. Она всегда стремится к чему-то новому.

Единственное, что в жизни Плисецкой остается неизменным – это семейная гармония. Они вместе с Щедриным уже 52 года. Он посвящал ей балеты. Она всегда бывает на премьерах его сочинений. Поэтому когда истекли два часа интервью, за Майей Михайловной пришел ее супруг с вестями о том, что нашествие журналистов продолжается.