22.11.2010 | 10:50

Ретроспектива Андрея Монастырского: инсталляции, арт-объекты тексты

«Если вам кажется, что вы что-нибудь понимаете, есть все основания в этом сомневаться». Кредо неофициальной арт-группы «Коллективные действия», созданной в середине семидесятых годов Андреем Монастырским, сегодня звучит как совет всем, кто верит в смерть концептуализма. Один из основателей и идеологов московской концептуальной школы, Монастырский продолжает задавать человечеству вечные вопросы, не подразумевающие однозначных ответов. Публично комментировать свои произведения художник, поэт и философ не склонен – остается увидеть их своими глазами на выставке в Московском музее современного искусства. Первую музейную ретроспективу Андрея Монастырского – с инсталляциями, арт-объектами, текстами и архивом «Коллективных действий» - готовили целый год. Рассказывают «Новости культуры».

 

Центральное место на выставке занимает инсталляция «Фонтан». В 91-м, когда СССР трещал по швам, художник-концептуалист Андрей Монастырский сфотографировал изнанку Советского Союза: сияющие фигуры знаменитого фонтана «Дружба народов» он снял со спины.

«Это, в каком-то смысле, после 91-го года, завершение этой имперской истории, они сосредоточены внутри себя, смотрят в центр – пустое место», - говорит художник Андрей Монастырский.

В инсталляции Андрея Монастырского золотой фонтан приобретает мистический смысл. Да так, оно, в общем, и было. Бронзовые сестры-республики, как египетские сфинксы, охраняли покой одной шестой части суши.

Тогда, 20 лет назад, рассказывает Андрей Монастырский, он нарушил все правила и запреты – перелез через ограждение, забрался внутрь фонтана и лично познакомился с каждой из шестнадцати девушек.

«Я обходил вокруг колоса и, прижимаясь к нему спиной, фотографировал все фигуры. Я фотографировал, как одна из этих фигур, я смотрел так же, как они – туда», - отмечает Андрей Монастырский.

Гигантский сноп из пшеницы, подсолнухов и… конопли – была в Советском Союзе и такая сельскохозяйственная культура – в инсталляции Андрея Монастырского превратился в муку. В галерею уже завезли два мешка первого сорта. В соседнем зале на стене монтируют кусок дерева. Кажущаяся простота работ Андрея Монастырского в действительности оказывается гениальной обманкой. За ветку нужно потянуть.

«Это музыкальное произведение. Зритель как бы берется за ветку и с силой разматывает этот скотч, возникает треск этого скотча, звук», - показывает художник.

Андрея Монастырского называют одним из столпов московского концептуализма. В 76-м году он основал арт-группу «Коллективные действия», которая оказала огромное влияние на русское искусство, но почти не оставила после себя материальных следов. Участники «Коллективных действий» выезжали за город, где проводили свои перформансы, на которые допускались только избранные и которые, собственно, и были объектом и предметом искусства. В концептуализме главное процесс, а не результат: это искусство «здесь и сейчас». На нынешней выставке эти первые советские перформансы экспонируются на 22-х плазменных панелях.

Куратор выставки сеньора Тереза Мавика - итальянка, которая уже много лет живет в России, очарована русским искусством и русским художником Андреем Монастырским. В следующем году Монастырский будет представлять Россию на Венецианской биеннале 2011-го года. Впервые в Венецию поедет не десант русских художников, а один единственный человек. Во всем мире принято брать качеством, а не количеством.