22.11.2010 | 11:34

Театральная постановка в форме видеоинсталляции - на фестивале "NET"

Фестиваль «NET» не упрекнешь в тривиальности форматов, но видеоинсталляция – даже в формате «NET» - исключение. Правда, и речь идет об исключительной в своем роде личности. Лидер современного финского театра, лауреат престижнейшей европейской премии «Новая театральная реальность» за 2010 год, - Кристиан Смедс поставил в Литве чеховский «Вишневый сад». Спектакль полностью отвечает теме «Постановка за границей», но «экспорту» не подлежит. «Вишневый сад» Смедса играют только летом и только в одном дачном поселке в окрестностях Вильнюса. А в Москву приехал объемный фильм соавторов режиссера – обо всех «стадиях роста» постановки. Рассказывают «Новости культуры».

 

Аудронис Люга пытается описать место действия «Вишневого сада» Кристиана Смедса. В палисаднике под Вильнюсом финский режиссер собрал ключевых людей современной литовской сцены. Среди них, например, Юозас Будрайтис.

«Ему удалось создать маленькое, но устойчивое сообщество работать в этом проекте», - рассказывает театральный критик и продюсер (Литва) Аудронис Люга.

Кристиан Смедс – из такой страны, где на пять миллионов населения приходится три миллиона проданных за год театральных билетов. В Финляндии место театра почетно и стабильно.

«Он внес в спокойное течение финской театральной жизни свежее безумие», - считает арт-директор фестиваля NET Роман Должанский.

Человек неформальной клубной культуры девяностых, Смедс берется за такие экспериментальные затеи, как «католический мюзикл», например. И это не мешает ему ставить на академической сцене. Спектакль Смедса о советско-финской войне шел в Финском национальном театре. Но закалялся как режиссер он на окраинах, в маленьком северном городке Кайанин. На Чехове. Там он поставил «Три сестры», «Вишневый сад».

Место действия в последнем спектакле – дачные окрестности. Это в чеховские времена дачи вытесняли дворянские усадьбы, теперь на дачи наступают коттеджи. На фоне уходящей натуры катались на велосипедах, говорили - так вспоминает репетиции Вилле Хевонен.

«Смедс – редкий по нынешним временам человек, который не спешит, проживает репетиционный процесс со вкусом и смыслом. Работа над «Вишневым садом» протекала будто без дедлайна и цели. Свободный творческий поиск, - вот что было важно», - говорит автор инсталляции Вилле Хивонен (Финляндия) .

Кристиан Смедс очень увлечен мультимедийностью, Вилле Хивонен - постоянный его помощник по этой части. Он придумал, как проецировать на экраны для зрителей то, что происходит в дачных комнатах, а еще документировал весь репетиционный процесс. Позже из документации собрал объемное видео – три экрана – нелинейное повествование. Видеоинсталляция Хивонена - самостоятельный творческий продукт. Ее в Москву и привезли. В Австрии спектакль планируют с вильнюсской специфики перевести на венскую, может, и у нас когда-нибудь «Вишневый сад» Кристана Смедса покажут, скажем, в Переделкино.

Читайте также: "Фестиваль "NET" 2010">>>