01.02.2017 | 10:23

Участники проекта "Граница" представили свои работы в Галерее искусств Зураба Церетели

Где кончается Европа и начинается Азия? На что влияют границы, и кто их проводит? На эти вопросы в Гёте-институте попытались ответить авторы проекта "Граница". Выставка, которую они презентовали в Галерее искусств Зураба Церетели, исследует и анализирует границы в самых разных аспектах - территориальных, культурных, социальных. Подробности – в репортаже Маргариты Масленниковой.

Этот проект – результат интеллектуального взаимодействия художников из Восточной Европы, Центральной Азии, России и Германии. Вместе их собрала Астрид Веге в сентябре прошлого года. Поместила в пространство лаборатории в Дортмунде. Именно там авторы выясняли, что для каждого из них значит слово "граница".

"Нашей целью было способствовать самому разностороннему исследованию процессов, мотивов и причин возникновения границ. Слово "граница" у нас предстает как метафора, как условный образ", - рассказывает  автор проекта "Граница" Астрид Веге. 

Таус Махачева – обладательница Премии Кандинского, известная своим проектом "СуперТаус" – на этот раз исследовала границы взаимодействия европейской и мусульманской культур. Вместе с фотографом она приехала в Дагестан и являлась на свадьбы без приглашения. Фотографировалась с гостями. За день посетила 19 торжеств.

"Невеста - в хиджабе и в европейском свадебном платье. Вот этот поиск меня интересовал как поиск идентичности, который происходит после развала Советского Союза в обществе, который  действительно свое решение может найти через культуру, через новые тенденции, через Европу, через мусульманский Восток", - считает художница Таус Махачева. 

Немецкий художник Вирон Эрол Верт придумал креативное решение проблемы религиозных границ. "Все препятствия внутри нас", - говорит он в своей работе. Автор создал платок с прическами. Таким образом, мусульманская женщина может, соблюдая традиции, ходить с покрытой головой и в то же время демонстрировать свою внешность.

Этот проект и о том, как границы могут мешать семейному счастью. Представлено свадебное платье украинской художницы. Она на самом деле в нем выходила замуж. На платье напечатана предсвадебная переписка с ее будущим мужем-швейцарцем. Ведь для того, чтобы узаконить брак за рубежом, нужно пройти сотни длительных бюрократических процедур, по сути, рассказать о своих отношениях многим. Таким образом, уже идет нарушение другой границы – личной свободы обычного человека.

Катя Исаева показывает, насколько стерты границы в современном мире. На полу – сто пиал, которые выложены по географическому признаку – месту их производства, но рисунки на них совсем не характерные для того или иного города. Чтобы собрать такую коллекцию, девушке понадобилось два с половиной года.

"Это такая многослойная история в одном виде. Посуда, которая производилась во всем Советском Союзе и путешествовала вот каким-то образом, не чувствуя никаких границ. Очень интересная была история последнего моего приобретения пиал у семьи узбеков, которые привезли пиалы с собой в Москву, но эти пиалы, как оказалось, были сделаны на Украине", - рассказывает художница Катя Исаева.

Исследование от Гёте-института на остроактуальную для всего мира тему в будущем смогут увидеть и жители других городов. После Москвы проект отправится в путешествие по городам России, бывшим советским республикам и Центральной Азии.

Новости культуры