22.11.2010 | 16:02

"Диалоги о театре" с Валерием Фокиным

В Центральном доме актера стартовал новый проект «Диалоги о театре». Такое название получил цикл творческих вечеров, в рамках которого известные режиссеры и актеры поделятся своим авторским видением современного театрального процесса. Ведущей цикла стала Людмила Максакова, а ее первым гостем – режиссер, художественный руководитель Александринского театра и Центра имени Мейерхольда Валерий Фокин. Рассказывают «Новости культуры».

Валерий Фокин, несмотря на обилие телекамер, обещал быть откровенным. Ведь вопросы ему задает не пресса, а Людмила Максакова. Правда, независимого журналиста из Людмилы Васильевны не вышло.

«Потому что я к нему пристрастна. Потому что он наш, щукинец», – признается народная артистка РСФСР.

Уже в Щукинском училище Валерий Фокин брался за «неподъемных» авторов.

«На четвертом курсе Валерий уже сделал у нас, в Щукинском училище, четыре дипломных спектакля. Там были Достоевский и Гоголь, впоследствии он эту тему развивал», – продолжает Людмила Максакова.

Характер он проявлял с самого начала. Владимир Этуш помнит его первокурсником.

«Он задиристый был с самого начала, но гнул свою линию и немножечко выдавался из того пространства, в котором он находился», – вспоминает народный артист СССР.

Выдаваться и отличаться – похоже, это и есть девиз Фокина. Его приход в Александринку стал революцией, и теперь старейший петербургский театр превратился в один из самых современных.

«Сейчас шестьдесят процентов зрительного зала у нас – молодежь. Даже более шестидесяти процентов, и я очень этим горжусь. Когда старейший театр, которому 255 лет, имеет такую аудиторию, причем, на классический репертуар, значит это им интересно», – подчеркивает Фокин.

Впрочем, перед Александринкой был год работы в Театре Вахтангова и пятнадцать лет в «Современнике». Там он впервые «выстрелил» своей постановкой пьесы «Валентин и Валентина».

«Это было про меня, про моих сверстников. Мне тогда было 24 года, и все эти поиски мне были абсолютно понятны», – вспоминает мастер.

Через пятнадцать лет Фокин все же ушел из «Современника». Несмотря на то, что характер у режиссера непростой, его уход не был связан со скандалом.

«Просто я понимал, что мне уже нужно попробовать себя в качестве руководителя», – поясняет он.

Людмила Максакова вспомнила и одну из последних театральных удач Фокина – «Записки из подполья» – моноспектакль с Константином Райкиным. Режиссер признался: было очень непросто. А еще Фокин рассказал, что в детстве был дворовым хулиганом, но, повзрослев, вдруг понял, что со двора нужно уходить. Буквально за год он прочел весь список литературы, необходимый для поступления в Щуку, и поступил на режиссерский. Дворовая закалка в нем, конечно, осталась. Валерий Фокин знает, как постоять за себя и настоять на своем, а это качество, как известно, необходимо для режиссера.