23.11.2010 | 10:06

Печать. 23 ноября 2010

«Большая книга» - как действительно «большое» событие – сегодня главная тема для поклонников современной российской прозы, и печатные издания отдают дань всем аспектам национальной литературной премии. Подробнее – «Новости культуры».


 

***

Как напоминает читателям еженедельник «Власть», сегодня в Москве, в Доме Пашкова состоится церемония вручения премии "Большая книга". В этом году самая денежная отечественная литературная премия будет вручаться в пятый раз. Как раз на экономической составляющей премии сосредоточилась обозреватель журнала Анна Наринская. Пять лет назад, утверждает она, величина сумм имела значение идеологическое: надо было поднять престиж отечественной литературы, дать много денег, и прием сработал. «Теперь, - пишет Анна Наринская, - представляя лауреатов "Большой книги", вполне можно будет чистосердечно сказать: вот три писателя, ну, ладно, три текста, один из них хорош на три миллиона рублей, другой — на полтора, а третий — он только до миллиона дотягивает». Вот вам и гармония, поверенная алгеброй. Совсем, как у классика.
 

***
«Созерцание произведений искусства может быть опасно для вашего психического здоровья». Если верить сегодняшним «Итогам», такие указания можно смело ставить рядом с шедеврами мирового искусства. Еще в 1817 году французский писатель Стендаль, чьим именем названо загадочное состояние человеческой души, стал первым, кто рассказал о странном влиянии великих шедевров на тело и разум зрителя. Главной причиной, провоцирующей этот недуг, специалисты считают чрезмерное переживание собственного культурного опыта. «Итоги» приводят мнение главного научного сотрудника Эрмитажа, доктора исторических наук Бориса Сапунова: «Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать». Даже не знаю, стоит ли после этого вглядываться в великие полотна прошлого? 
 

***

Двадцать лет назад ушел из жизни великий мыслитель Мераб Мамардашвили. О нем на страницах «Огонька» размышляет философ Андрей Парамонов. Ученый напоминает о наиболее значимых открытиях Мераба Константиновича, в частности, о принципе Трех К – закону, по которому живет и умирает цивилизация. Три кита, на которых покоится этот принцип: картезианство, кантианство и кафкианство. «Философия была подлинной страстью Мамардашвили, - отмечает Андрей Парамонов, - он называл себя порой "философским животным"… он остро чувствовал, что философское знание передается, только если оно не обрело завершенного вида системы… и, хотя ратовал за точность мысли, всегда оставлял дверь в пространство мысли открытой».