23.11.2010 | 10:40

Александринка показывает в Москве спектакль "Изотов"

Проект «Премьеры Александринского театра в Москве» предлагает изучить «Синдром Изотова». Современный театр сегодня активно исследует так называемые «пограничные состояния» человека, общества, мира. Результаты одного из таких экспериментов, проведенного Андреем Могучим на сцене Александринки, критики оценили высоко. Его «Изотов» уже стал лучшим спектаклем петербургского театрального сезона и теперь претендует на «Золотую маску». Рассказывают «Новости культуры».

 

Сначала пьеса называлась «Заповедник» - Могучий собирался исследовать место, благотворно влияющее на запутавшегося в жизни человека. Но по мере работы человек затмил собой географию – изучение метаний и поисков известного писателя Изотова - стало главной темой и названием спектакля. Адепт визуального и метафорического театра постмодернист Андрей Могучий решил двигаться навстречу крепкому качественному сюжету. «Изотов» - один из первых шагов.  «Я сейчас интуитивно понимаю, что время – собирать, а не разрушать. То есть надо хотя бы с чем-то себя проидентифицировать. Это и этическая проблема. Сюжет для этого важная вещь для меня», - говорит режиссер Андрей Могучий.

Из суетной Москвы в поисках самоидентичности Изотов отправляется на затерянную под Петербургом родину вместе со своей – такой же потерянной – подружкой Лизой. Он человек, каких вокруг много. «С очень размытым началом, с очень неопределенными желаниями, присущими всем нам», - говорит заслуженный артист России Виталий Коваленко.

В этот этапный для себя спектакль Могучий вовлек все самое для себя ценное. Актер Александринки Николай Мартон – своего рода талисман для него. Он участвовал в каждом спектакле Могучего, начиная с первого. В «Изотове» роли для Мартона не нашлось. И тогда режиссер придумал новую линию – говорит, из суеверия. Линия ангелов с незатейливыми фокусами укрепила не только визуальный, но и смысловой ряд спектакля. Ангелы, фокусничающие для людей и с людьми, подчеркивают условность поиска любых смыслов.
Автор музыки к спектаклю - композитор Олег Каравайчук – стал прообразом дяди главного героя, музыканта, которого все ждут и с чьим появлением связывают надежды на лучшее. Он, кстати, так и не появляется. «На мой взгляд, это гений, ныне живущий. Для меня это некое художественное мерило – вот мы в каравайчуках все и считаем. …Для меня это некий абсолют», - признается Андрей Могучий.

«Изотов» - стопроцентный результат коллективного «лабораторного» творчества. Но «сконструированной» эту историю не назовешь. «Синдромом Изотова» в той или иной мере страдает каждый из нас, считают Дурненков и Могучий. Александр Шишкин, художник спектакля, в центре сцены построил «стык миров». Огромный помост – фон и экран для реальности и вымысла. Даже сейчас, когда «Изотов» приехал в Москву с прицелом на «Золотую маску» за режиссуру и главную мужскую роль, спектакль продолжает меняться. Не только потому, что нужно привыкнуть к новой для актеров сцене МХТ. «Мир меняется, и все меняются, и хочется уже что-нибудь подкрутить и по-другому делать», - говорит Андрей Могучий.