23.11.2010 | 14:34

"Красный мак" Глиэра постановке Владимира Васильева

Знаменитый танцовщик и хореограф, народный артист СССР Владимир Васильев вернул из забвения легендарный балет советской эпохи - "Красный мак" Глиэра. Премьера новой постановки состоится сегодня в Красноярском театре оперы и балета в рамках проходящего здесь Первого Всероссийского форума "Балет ХХI век". Этот смотр посвящен памяти Галины Улановой, столетие со дня рождения которой отмечается весь нынешний год. Потому глубоко символично, что именно сейчас на сцену возвращается "Красный мак" - ярчайший спектакль из репертуара великой балерины. В свое время по популярности ему мало было равных. После премьеры 1927 года в Большом театре он был поставлен практически во всех ведущих музыкальных театрах страны, а также в Болгарии, Чехословакии, Польше и США. Всего состоялось около четырех тысяч его представлений.

И вот, спустя несколько десятилетий, в преддверии юбилея Улановой ее ученик, партнер и друг Владимир Васильев, когда-то сам еще учащимся хореографического училища участвовавший в спектакле, задумал возродить этот безусловный балетный шедевр о трагической любви китаянки Тао Хоа к русскому капитану с невероятно красивой музыкой и множеством разнообразных танцев. Красноярский театр оперы и балета с радостью отозвался на столь заманчивый проект.

Однако, взявшись за работу, Владимир Васильев отказался от основного пафоса советской постановки, центром сюжета в которой была революционная борьба китайского народа за освобождение. Он предложил собственную трактовку, став соавтором либретто, написанного Михаилом Курилко. "Я создал новую версию с прежними героями, - рассказал хореограф. - Это будет история о любви и стремлении к свободе в широком понимании". В главной женской партии - китайской танцовщицы Тао Хоа, в которой когда-то блистала великая Галина Уланова, он "увидел" молоденькую балерину Красноярского театра Анну Оль, аргументировав свой выбор тем, что она исполнит эту роль лучше, чем какая бы то ни было приглашенная звезда.

Новое прочтение "Красного мака" возвращает зрителя в славное прошлое нашей балетной истории, когда выразительность, эмоциональность, драматизм были важны на сцене не менее, чем танцевальная форма, ее техническая составляющая, но представляет это прошлое в соответствии с изменившейся эстетикой и требованиями современного театрального действа. Кстати, художественное решение спектакля также выполнил сам Васильев. Нотный материал, за давностью лет разбросанный по разным архивам, был собран музыкальным руководителем и дирижером Красноярского театра Анатолием Чепурным. Огромную помощь в этом оказали хранительница мемориальной квартиры композитора - его внучка Сэнта Глиэр и правнук Кирилл Новосельский.

После сегодняшней премьеры, которая состоится на форуме "Балет ХХI век", возрожденный "Красный мак" останется в репертуаре Красноярского театра.

Читайте также: Возрожденный балет "Красный мак" будет посвящен Галине Улановой

В Красноярске открывается I Всероссийский форум "Балет ХХI век"