23.11.2010 | 20:05

Стал известен победитель Всероссийского музыкального конкурса в номинации виолончель

Говорят, что красоту тембра виолончели первым открыл Бетховен. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра. Владеть этим голосом – искусство особое. Это подтверждает выступление участников Всероссийского музыкального конкурса. Он проходит впервые в Академии музыки имени Гнесиных. Конкурсные прослушивания начались 15 сентября, и за два месяца члены жюри побывали во всех восьми Федеральных округах России. В каждом провели по два тура, а десятку сильнейших музыкантов пригласили в Москву на третий – финальный тур. Минувшим вечером состоялись выступления финалистов в номинации виолончель. Рассказывают «Новости культуры».

Их осталось трое. Тех, кто может и хочет стать победителем. Осталось ответить на последний вопрос: чего хочет жюри? Впрочем, об этом конкурсанты перед началом финала старались не думать. Александр Рамм с дирижером Валерием Полянским обсуждали функции оркестра – должен ли он аккомпанировать или состязаться с солистом.

Александр учится в Московской консерватории у Натальи Шаховской. Говорит: понял, что виолончель – дело его жизни, лишь полтора года назад. Зато сейчас он четко выводит пропорцию соотношения музыки и всего остального в жизни как 85/15. Конечно, в пользу музыки. В сентябре Саша участвовал в двух первых турах Всероссийского конкурса. В октябре ездил в Китай, тоже на конкурс. И вот, наконец последний, третий тур.

«Силы и нервы уже на пределе, потому что в конкурсной игре ошибок могут и не простить. Даже самых маленьких», – замечает он.

Алексей Жилин приехал из Санкт-Петербурга. Временно нигде не учится. Сейчас он готовится к поступлению в аспирантуру Петербургской консерватории. Его педагог Анатолий Никитин помог в подготовке к конкурсу не только советом.

«Это инструмент итальянский. Его мне дал педагог, у которого я закончил консерваторию, чтобы выглядеть достойно», – делится Алексей.

С этим инструментом он сроднился. Дирижер Валерий Полянский призывает Алексея не торопиться, чтобы не сбить дыхание. Оно в труднейшем концерте Шостаковича еще понадобится.

Последний участник финала – еще один ученик Натальи Шаховской – Федор Землеруб. Играет на третьем туре Вариации на тему Рококо Чайковского. С этими вариациями в 1952 году на конкурсе Чайковского победила сама Наталья Шаховская, которая в этот вечер успокаивала ученика своей фирменной фразой.

«Ее знаменитые слова: главное – все дослушивать и все досказывать», – рассказывает Федор Землеруб.

Члены жюри тоже решили все дослушать и высказать пожелания на будущее. Во-первых, по их мнению, не обязательно делать два тура прослушиваний в регионах. Ведь все равно в Москве, на первом этапе третьего тура, жюри слушает программу тура второго.

«А зачем его еще раз слушать? Достаточно было выслушать второй тур. Тем более, людям опытным достаточно было услышать, как человек настраивается», – поясняет член жюри Владимир Тонха.

Кроме того, многих не устраивает ситуация с тайным судейством, при которой члены жюри не могут рассказать о своих впечатлениях конкурсантам. Ситуация изменилась только к финалу.

«Сегодня, когда будут играть и мы будем обсуждать, мы поделимся своими впечатлениями и по поводу второго тура. Но, к сожалению, многие участники уже разъехались», – сетует председатель жюри Конкурса виолончелистов Мария Чайковская.

В итоге жюри решило, что из трех сильных самым сильным следует признать Александра Рамма.

Читайте также:
Первый Всероссийский музыкальный конкурс на пути к финалу

Первый Всероссийский музыкальный конкурс