24.11.2010 | 11:29

Диалог писателей России и Франции - в Литературном музее

Новая экспозиция в выставочных залах Государственного литературного музея посвящена диалогу писателей России и Франции. Он был особенно интенсивным в начале XX века. Об этом свидетельствуют рукописи, письма, книги и фотографии Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, Ромена Роллана, Анри Барбюса. На выставке впервые собраны документы, подтверждающие постоянный взаимный интерес друг другу, - русских и французских литераторов. Рассказывают «Новости культуры».

 

Русско-французские и французско-русские литературные связи на протяжении XX века только крепли. Не помешали никакие социальные катаклизмы. В Гражданскую Брюсов занят изданием собрания сочинений Гюго. Луначарский пишет статью к собранию сочинений Ромена Роллана. Бабель наконец-то вносит лепту в издание Мопассана – своего кумира. Переводит рассказы для трехтомника. Бабель прожил во Франции в начале 30-х больше двух лет. «Он всегда оставался одесситом. И говорил: "Представьте Одессу эпохи расцвета – это будет Марсель"», - рассказывает автор выставки Елена Погорельская.

Настоящим открытием выставки стал первый показ широкой публике архива Марка Талова – нашего поэта, известного более во Франции, чем в России. Его архив Литературный музей получил в дар недавно. Талов – представитель еще дореволюционной русской эмиграции. Был близок к кругу Ротонды – кафе, куда приходили Пикассо, Эренбург, Модильяни, Толстой.

«Талов зарабатывает на завтрак тем, что приходит в кафе раньше всех и выигрывает завтрак в шахматы», - говорит автор выставки Евгения Варенцова. Талов вернулся в уже Красную Россию, у нас известен переводами обожаемого им – Малларме, про которого ему рассказал Модильяни. «Эти два непритязательных рисунка сделаны Модильяни. Где оригиналы – неизвестно», - отмечает Евгения Варенцова.

Тридцатые стали временем укрепления литературных связей. Конечно, в Советский Союз приглашают тех, кто разделяет идеи его руководства. Среди допущенных - Ролан, Барбюс, Мальро. А вот Андре Жид после выхода в свет его «Возвращения из СССР» стал персоной нон грата. Французы горячо приветствуют Первый съезд Союза писателей. «Интересная фотография – Мальро, а на заднем плане – Олеша».

Ответом стал визит нашей делегации на антифашистский конгресс в 35-м. Тогда же в рабочем предместье Парижа открывают бульвар Максима Горького, который существует до сих пор. Конечно, разговор о Париже не мог обойтись без Владимира Маяковского. Он бывал там семь раз. На выставке – автографы и записки, а также книжка «Париж», в которой Маяковский выражает общее чувство любви русских литераторов к Парижу: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва».