24.11.2010 | 13:21

История о человеческом одиночестве от Алвиса Херманиса

Латвийский режиссер Алвис Херманис из числа постоянных действующих лиц на фестивале «Новый европейский театр». С тех пор как NET в 2003 году показал в Москве «Ревизора» Херманиса, российская популярность этого режиссера поднималась по нарастающей. Да и не только российская. Постановки Херманиса значатся в афишах цюрихского «Шаушпильхауз», австрийского «Бургтеатр», мюнхенского  «Каммершпиле». В Мюнхене Херманис поставил год назад спектакль «Поздние соседи» по рассказам Исаака Башевиса Зингера. Поскольку тема нынешнего фестиваля NET – зарубежные постановки приглашенных режиссеров, то его и привезли в Москву. Рассказывают «Новости культуры».

Завсегдатаи фестиваля NET наверняка помнят спектакль Алвиса Херманиса «Долгая жизнь», который привозили в 2003 году. Заботливо реконструированный коммунальный быт, реалистично воссозданные актерами стариковские замашки. Время, завладевшее не только вещами, но и людьми. «Поздние соседи» – более камерный и лиричный вариант «Долгой жизни», созданный в духе романтической комедии. Только героям не по двадцать, а по семьдесят лет. В отличие от «Долгой жизни», никакой коммуналки, за окном  – Майами Бич. Герои – соседи. У каждого своя квартирка, своя жизнь позади, свое одиночество и нежелание его длить. Алвис Херманис соединил два рассказа Исаака Башевиса Зингера «Поздняя любовь» и «Сеанс». Ирония и сентиментальность – вот что объединяет оба произведения и сближает Херманиса с Зингером. Герои одного рассказа – богатенький старик и его авантюрная соседка, другого – два иммигранта на спиритическом сеансе. Обе пары играют Барбара Нюсе и Андре Юнг.

«Я уже второй раз работаю с Алвисом, до этого мы встречались в цюрихском "Шаушпильхауз", он ставил там "Идиота" Достоевского. Я очень ценю работу с этим режиссером, потому что он всегда идет до конца, его интересует глубинная правда о человеке», – подчеркивает актриса театра «Каммершпиле» Барбара Нюсе (Мюнхен, Германия).

Все спектакли Херманиса, помимо интереса к глубинной правде о человеке, отличает вкус к достоверной среде. Мебель, костюмы – сценография остановившегося времени. Это не реконструкция, а подлинные вещи, которые создают особую атмосферу для актеров.

«Наша первая репетиция выглядела так. Алвис поместил нас в специально созданную среду и дал нам пять часов просто жить в ней. Так у нас появился материал для роли. Кое-что из этой первой импровизации мы стали укрупнять и развивать», – вспоминает актер театра «Каммершпиле» Андре Юнг (Мюнхен, Германия).

Спектакль был поставлен в сжатые сроки – всего за четыре недели. Уже год он не сходит с афиш мюнхенского «Каммершпиле» – наряду со спектаклями прочих театральных новаторов современной Европы:  Андриеса Кригенбурга и Алана Плателя, например. Видимо, мюнхенцы работу Херманиса оценили, потому что после «Поздних соседей» он выпустил в «Каммершпиле» еще и «Зов предков» по роману Джека Лондона. В Москву режиссер в этот раз не приехал. Пока на сцене Центра Мейерхольда немецкие актеры играли спектакль про позднюю любовь, режиссер принимал в Латвии роды своего шестого ребенка.

Все материалы о фестивале NET>>>